ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ»

29.12.2020, 45 просмотров.

НИКОЛАЙ ПРЯЖНИКОВ

доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

 В профориентации уже существует немало известных опросников и тестов. Но постоянно меняющаяся ситуация в обществе, а также меняющиеся представления о сущности и методах профконсулътационной помощи стимулируют поиск все новых и новых средств. Предлагаемая методика позволит школьному психологу помогать подросткам в выборе профессии с учетом не только своих желаний, но и самооценки способностей и даже своих формирующихся ценностей и ожиданий по отношению к будущему профессиональному труду.

Заметим, что предложенная ниже методика будет иметь больший эффект, если будет сочетаться с другими подобными методами и будет включена в более обширную программу профориентационной работы в школе. Но данная методика может использоваться и самостоятельно — это, по сути, целая система опросников. Перед использованием методики мы рекомендуем педагогу или психологу сначала хорошо в ней разобраться. Например, провести ее сначала на себе, затем поупражняться (особенно по интерпретации результатов) на ком-то из своих хороших знакомых, которые могут «простить» вам возможные ошибки, и лишь после этого (когда почувствуете в себе уверенность) — проводить ее в классе или на индивидуальных консультациях.

 

Общая характеристика

Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом она больше предназначена для стимулирования размышлений над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций на эту тему.

Тем не менее она имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентационными методиками, например, с «Дифференциально-диагностическим опросником» (ДДО) Е.А. Климова, «Картой интересов», опросником Дж. Голланда и т. п.

 

Условия использования

Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми.

По времени она обычно занимает: «За и против-1» — около 40—50 мин; «За и против-2» — около 25—30; «За и против-3» — около 20—25 мин. Время для обобщения результатов всех трех частей — около 15—20 мин.

Методика рассчитана как для работы с группой (основной вариант использования), так и для индивидуальных профконсультаций.

Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

Учащиеся также самостоятельно рисуют бланки ответов. Опыт показывает, что если внятно им объяснить порядок рисования бланков, то времени это занимает не намного больше, чем при шумной и «веселой» раздаче готовых бланков.

 

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ-1»

Цели

Выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий (внешняя цель); активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя цель).

Процедура проведения и подсчет результатов

  1. Общая инструкция: «Методика позволит ориентировочно определить, какие группы профессий являются для вас наиболее привлекательными».
  2. Все рисуют на обычном тетрадном листе в клетку, положенном горизонтально, бланк ответов для первой частиметодики (см. Приложение 1).
  3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 3), а каждый учащийся проставляет в соответствующих графах бланка баллы, означающие его желание выполнять на работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем боль­ше баллов, тем больше желания выполнять данное действие).
  4. Подсчет результатов.

 

  • Сначала в бланке ответов перед всеми баллами во вто­рой и четвертой колонках проставляется знак «минус».
  • Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается сумма баллов, она записывается справа (см. Приложение 1, графа «Сумма баллов»). В итоге получается двадцать сумм баллов, соответствующих двадцати группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).
  1. Далее психолог зачитывает названия групп профессий нормы отдельно для юношей и девушек (см. Приложение 6), а учащиеся записывают их в соответствующие графы.
  2. После этого учащиеся определяют, насколько их суммарные баллы отличаются от нормы:

если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, если сумма баллов (—2), а норма (—6, +3), то, следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). В этом случае справа от нормы, в графе «Результат» (см. Приложение 1) записывается 0;

  • если же сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма (—4, +3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее значение нормы: (+5) — (+3) = (+2). В этом случае в графе «Результат» записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Или другой пример: сумма баллов (—7), а норма (—2, +2); вычитаем из суммы баллов крайнее значение, то есть: (—7) — (—2) = (—5). В данном случае уместно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий. В графе «Результат» записывается (—5).
  1. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то — нули (интерес не выраженный), а где-то — минусы (интерес отсутствует).

 

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ-2»

Методика проводится аналогично «За и против-1» (см. выше). При этом используется несколько иной бланк ответов (см. Приложение 2), а значит, другие вопросы (см. Приложение 4) и другие нормы (см. Приложение 9).

Мы рекомендуем рисовать на одном листке сразу два блан­ка: для «За и против-2» и «За и против-3». По объему данные методики небольшие и их вполне можно успеть провести за одно занятие.

Цель

Ориентировочно выявить наиболее развитые качества и способности учащегося и также подтолкнуть его к размышлениям о будущем профессиональном выборе.

Процедура проведения и подсчет результатов

  1. Общая инструкция: «Сейчас мы выявим наиболее развитые ваши качества и способности для будущих профессий. Вам будут предлагаться различные действия, а вы должны оценивать свою готовность их выполнить по шкале от О до 5 баллов: чем лучше развита ваша способность, тем больше баллов».
  2. Во всем остальном процедура проведения и обработка результатов такая же, как в методике «За и против - 1».

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ МЕТОДИКА «ЗА И ПРОТИВ-3»

Общая схема проведения методики такая же, как и в «За и против-1», «За и против-2» (см. выше). При этом используются несколько иной бланк ответов (рисуется на одном листке с бланком ответов для методики «За и против-2» — см. Приложение 2), что влечет за собой иной перечень вопросов (см. Приложение 5) и иные нормы (см. Приложение 9).

Процедура проведения и подсчет результатов

  1. Общая инструкция: «С помощью методики мы выявим ваши профессиональные ценности, которые можно реализовать в тех или иных профессиях. Вам будут зачитываться различные утверждения, а вы должны оценить, насколько вы с ними согласны. Оценивать можно от 0 до 5 баллов: чем более эти утверждения вам близки, тем больше баллов».
  2. Сама процедура и обработка результатов такие же, как в «За и против-1» и «За и против-2» (см. выше).

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель

Обобщить результаты методик и определить соответствие между привлекательными группами профессий (результаты «За и против-1»), сформированностью тех или иных качеств учащегося (результаты методики «За и против-2») и ценностями учащегося (результаты методики «За и против-3»).

Естественно, данное соответствие является очень прибли­зительным и служит лишь дополнительной информацией для принятия окончательного решения. В данном случае важнее смоделировать с учащимся саму логику учета различных факторов в ходе профессионального выбора.

Общая схема определения соответствия результатов трех частей методики «За и против»

  1. Используется специальная таблица (см. Приложение 7), в которой обозначена степень соответствия групп профессий (строки таблицы) психологическим качествам и ценностям (столбцы таблицы). Знак «+» означает наличие такого соответствия, знак «++» означает высокую степень соответствия, а знак «+++» — очень высокую.

(Пример заполнения таблицы приведен в Приложении 8. Для наглядности здесь серым цветом выделены строки, соответствующие тем группам профессий, которые в данном примере «получили» плюсовые баллы по методике «За и против-1». Также для наглядности выделены столбцы, соответствующие развитым качествам и важным ценностям согласно баллам по методикам «За и против-2» и «За и против-3».)

  1. В графу «Результат-1» вписываются итоговые баллы по всем двадцати группам профессий по результатам методики «За и против-1». Отмечаются группы профессий, получившие плюсовые баллы (в примере — выделены серым цветом).
  2. По результатам методики «За и против-2» отмечаются (в примере — выделены серым цветом) столбцы наиболее развитых качеств. Подсчитываются все плюсы, оказавшиеся на пересечении выделенных строк и столбцов, и их сумма записывается в графе «Результат-2».
  3. Промежуточный итог, записанный в графе «Результат-2», показывает, насколько качества учащегося позволяют ему быть «успешным» по привлекающим его профессиям.
  4. Точно так же определяется соответствие привлекательных профессий и наиболее важных для учащегося ценностей (по методике «За и против-3»), В этом случае все суммы соответствующих «плюсов» записываются в графу «Результат-3». Это позволяет увидеть, насколько те или иные привлекательные профессии дают учащемуся возможность реализовать важные для него ценности и смыслы.
  5. Завершается работа общим подсчетом результатов по всем трем методикам (сумма по графам: «Результат-1», «Результат-2» и «Результат-3»), которые записываются в графу «Итоговые результаты».

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

Поскольку методика «За и против» является активизирующей, то она имеет свои особенности.

  1. Психолога не должно смущать, что некоторые утверждения составлены в эмоционально-провокационном плане.
  2. Такие утверждения — маленькие философские дилеммы. Заметим, что сама методика задумывалась как стимулирование размышлений над подобными вопросами. Причем они не ставятся прямо перед учащимися (что, скорее всего, вызвало бы непонимание и даже определенные психологические барьеры), а включены в другую деятельность — заполнение бланка ответов. В итоге утверждения воспринимаются большинством учащихся как вполне «нормальные».
  3. Некоторые вопросы психолог может комментировать по-своему, что категорически запрещается при работе с настоящим тестом. Идея комментирования была подсказа­на учащимися. Они начинали комментировать заинтересовавшие их вопросы, а психолог перехватывал у них инициативу. Кроме того, через такие комментарии можно обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения.
  4. У некоторых педагогов и психологов могут возникнуть вопросы, связанные с такими «профессиональными группа ми», как «Преступления» и «Бродяги-попрошайки». Конеч­но, включение этих групп является нетрадиционным, хотя социологи и философы, выделяя типичные группы населения в разных культурах, давно говорят о «неизбежности» преступников и проституток, а социальные педагоги — о том, что уже давно сформировался институт «профессиональных нищих». К сожалению, часть подростков размышляет и о таких перспективах своего самоопределения (иногда из озорства, иногда — вынужденно, в силу специфического социально-экономического положения современной России). Смысл обсуждения данных перспектив не в том, что бы поддержать подобную ориентацию подростков, а в том, чтобы открыто начать обсуждение этой проблемы.
  5. При обработке и интерпретации результатов в методике «За и против-1» следует помнить, что некоторые нормы нами произвольно сдвинуты «вверх». Например, нормы для юношей в группе профессий «Преступления» раньше были: (+3) — (+8) и тогда многие попадали в «плюс», что как бы «подтверждало» их намерения. Сейчас они выглядят так: (+6) — (+11). В этом случае уже редко кто из подростков попадает в «плюс». Для девушек они были (+2) — (+11). Аналогично изменены нормы для «Бродяг-попрошаек»: для юношей с (—1) - (+4) до (+5) - (+9); для девушек: с (-2) - (+2) - до (+3).
  6. На этапе подведения итогов могут возникать ситуации, когда кто-то из клиентов будет очень недоволен результатами. В заданной ситуации стоит напомнить ему, что нельзя слишком серьезно к этому относиться, и «успокоить», например, так: «Скорее всего, у вас просто плохое настроение и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не ваша вина: скорее всего, методика не совсем удачная» и т. п. Но в любом случае учащийся не только может задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к неудаче.
  7. При большом желании на этапе обобщения результатов всех трех частей методики можно не только учитывать соответствие групп профессий — качествам и ценностям (что отражено через «плюсы» в таблице соответствий — см. Приложение 7), но учитывать и несоответствия. Например, если какое-то качество по самооценке учащегося развито плохо или какая-то ценность не является для него значимой (при сравнении с нормами получается «минус»), то все это также можно представить в виде алгебраической суммы и отразить в графе «Результат-2» и «Результат-3» (см. Приложение 7).

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Как уже отмечалось, методика «За и против» не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность. Для ее повышения следовало бы соблюсти следующие условия.

  1. Исключить «провокационные» и «эмоционально не нейтральные» утверждения (после чего методика значительно потеряла бы в активизирующем плане и воспринималась бы многими клиентами как скучная).
  2. Не комментировать в ходе проведения методики никакие утверждения (но тогда психолог не имел бы возможности делать акценты на наиболее существенных проблемах профессионального самоопределения, что также снизило бы активизирующий эффект).
  3. Значительно расширить выборку обследованных для уточнения психометрических норм, например, по каждой группе (юношей и девушек) довести статистику до 200—300 обследованных.
  4. Разработать нормы не вообще, а для каждой образовательно-возрастной группы клиентов (например, для подростков, абитуриентов, отдельно для каждой группы безработного и незанятого населения).
  5. Желательно также разработать «нормы» для каждого культурно-национального региона страны.
  6. Периодически обновлять нормы (желательно, через каждые 3—5 лет).
  7. Обязательно соотносить результаты с другими профориентационными методиками.
  8. Проводить обследование по всем этим методикам в течение определенного (длительного)времени, например, 2—3 раза в течение учебного года и хотя бы в течение 2—3 лет, чтобы была возможность отслеживать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих возможностей и изменения в ценностно-смысловой сфере.

Понятно, что все перечисленные требования выполнить почти нереально, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры.

При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения — своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают.

 

 

УТВЕРЖДЕНИЯ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ЗА И ПРОТИВ-1»

Оцените в баллах (от 0 до 5) свое желание выполнять на работе следующие действия:

  • много разъезжать, встречаться с новыми людьми, видеть мир собственными глазами;
  • многократно повторять одни и те же эксперименты ради стремления к истине, новому знанию;
  • выслушивать жалобы больных и старых людей, помогать им добрым словом и делом;
  • стараться продавать товары (оказывать услуги) как можно дороже;
  • отдавать все силы служению Богу;
  • работать с самой современной техникой, знать ее устройство и эксплуатацию;
  • рисковать собственной жизнью ради жизни других людей;
  • выступать перед аудиторией, на сцене, по радио;
  • обрабатывать детали и материалы, стремиться к высокой точности и качеству,
  • больше думать не о себе, а о благе других людей и всего народа;
  • сооружать наземные и подземные объекты (строения, коммуникации), получая за это очень приличные деньги;
  • стараться покупать все подешевле, а продавать подороже;
  • стремиться воплотить себя в великом творении искусства;
  • любить всех членов своей семьи, никого не обделяя заботой и вниманием;
  • если понадобится, использовать для построения своего счастья грубую силу, натиск и хитрость;
  • делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы и другие выполняли приказы и указы, законы и постановления;
  • никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хочется и где хочется;
  • любить растения и животных, а также самому за ними ухаживать (в том числе и фекалии убирать);
  • любить детей и стараться помогать им познавать мир;
  • уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбусом, трамваем, а также самому их обслуживать;
  • работать в спокойных и комфортабельных условиях, без волнений и физических нагрузок;
  • всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе, не спорить с ними;
  • оказывать медицинскую помощь только за очень большие деньги (как в «развитых» странах);
  • иметь возможность презирать тех, кто вам не понравился с первого взгляда;
  • поменьше верить в милость Божью и побольше доверять в деловых вопросах самому себе;
  • иметь возможность перекладывать ответственность за ошибки в расчетах и вычислениях на своих коллег по работе (это особый «талант»);
  • расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточников, проституток и их сутенеров;
  • иметь возможность всегда быть естественным на работе, никогда не улыбаться и не грустить по «заказу» (по производственной необходимости), то есть быть на работе самим собой;
  • часто размышлять на работе о красивом и возвышенном, забывая о мирской суете и обо всем вокруг (какие-то профессии это позволяют);
  • умело использовать недостатки законов для достижения своих целей;
  • иметь возможность перекладывать всю тяжелую физическую работу на плечи своих коллег, стараясь беречь свое здоровье (по принципу: пусть дураки «вкалывают»);
  • получать за работу только деньги, которые соответствуют затраченным вами усилиям;
  • быть обычным, нормальным работником, делать все тихо и спокойно, без волнений и переживаний (по принципу: хорошему человеку и переживать нечего);
  • стараться все свои силы, талант и время отдавать только работе;
  • быть добрым, благородным, бескорыстным, соблюдать законы и общепринятые нормы;
  • больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие законы (которые «ну просто отстают от жизни»);
  • иметь возможность никогда не драться, не воровать и не попрошайничать по «производственной необходимости»;
  • бороться против того, чтобы животных использовали на мясо и шкуры;
  • обязательно убеждать всех в своей правоте, стремить­ся, чтобы все уважали и побаивались вас;
  • управляя транспортным средством, всех обгонять в пути, всегда быть первым на дороге («не глотать чужую пыль!»);
  • часто работать в отрыве от семьи и близких людей;
  • скрупулезно изучать теоретический и практический опыт в какой-либо области знания;
  • не терять самообладания при виде крови, открытых ран, ожогов, опухолей (и даже гордиться, что другие всего этого боятся);
  • делать все, чтобы люди чувствовали себя с вами уютно;
  • вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером благопристойности для окружающих (в профессиях, где наблюдают за каждым вашим шагом,-» где вы — «на виду»);
  • конструировать новые приборы, делать их надежными, эффективными и красивыми;
  • пресекать любую несправедливость, насилие, нарушение закона;
  • перевоплощаться в образы других людей (играть на работе различные роли — в соответствии с необходимостью);
  • ремонтировать, настраивать сложную технику, аппаратуру и приборы;
  • очень хорошо знать и соблюдать существующие законы;
  • работать в сложных и необычных условиях (под землей, на ветру, у доменной печи), получая за это весьма приличные деньги;
  • лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг;
  • любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже там, где другие его не замечают, и пытаться донести до окружающих, что мир — прекрасен;
  • много заниматься домашним хозяйством, даже в выходные и праздничные дни;
  • знать «свое место», строго соблюдать неписаные законы поведения в группе, жестоко расплачиваться за их нарушение;
  • не нарушая законов (!), стараться улучшить жизнь общества, коллектива, отдельного человека (чтобы и хорошо всем было, и законы не нарушались);
  • жить под открытым небом, питаться чем бог послал и радоваться полной свободе от чего бы то ни было и от кого бы то ни было;
  • стараться так выращивать животных, птиц и рыб, чтобы из них получались хорошее мясо, шкура, другая продукция;
  • самому побольше знать, чтобы было, чему учить других;
  • постоянно быть внимательным и осторожным, быстро реагировать на все изменения в пути, соблюдать правила дорожного движения;
  • всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу;
  • думать на работе только о простых, понятных и приятных вещах (есть и такие удивительные профессии);
  • общаться на работе только с красивыми и здоровыми людьми (а с больными и несчастными пусть кто-то другой занимается);
  • оказывать людям преимущественно бесплатные услуги, получая лишь «символическую» зарплату (помогать фактически «за спасибо»);
  • вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять (в каких-то профессиях это просто необходимо и без этого сложно выстраивать свои отношения с коллегами);
  • иметь возможность беречь зрение, поменьше работать с экраном компьютера;
  • брать подарки и взятки «без всяких там дурацких переживаний», смело используя свое служебное положение и власть (к сожалению, в наше время в ряде работ без этого сложно «вписаться» в существующие системы производствен­ных отношений);
  • делать на работе все только по-своему и, соответственно, самому отвечать за все;
  • иметь возможность часто устраивать во время работы перерывы, перекуры, распитие чая и других жидкостей;
  • на пути к своей цели безжалостно и ловко расправляться со своими конкурентами и противниками (чтобы ра­бота была полна интриг и страстей — как в «киношках»);
  • делать замечания всем, кто ругается на работе матом (и получать за это зарплату);
  • бескорыстно отдавать немалую часть своих денег больным и немощным людям (и так трудиться радостно и самозабвенно);
  • в своих размышлениях основываться только на строгой логике и математике (чтобы все было четко и понятно, как будто «по полочкам разложено»);
  • смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и развлечения, быть настоящим «аристократом» (есть профессии, где без этого нельзя создать себе образ настоящего профессионала, без чего окружающие вас просто не поймут);
  • иметь возможность разводить на работе рыбок, выра­щивать цветочки, любить все вокруг (чтобы это не мешало основной работе);
  • иметь возможность работать только с теми людьми, которые лично вам приятны;
  • демонстрировать на работе хорошие манеры поведения, быть обаятельным, изысканным, выглядеть благополучным и удачливым в делах;
  • работать только по вдохновению, только тогда, когда появляется настроение поработать (например, если несколько месяцев нет вдохновения, то и не работать вовсе);
  • искренне верить в мистику, в астрологические гороскопы и кофейную гущу, а также иметь возможность использовать все это в своей работе;
  • иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время работы самые разные дела, вести приятные разговоры;
  • быть готовым к неожиданностям в пути, уметь с честью выходить из самых сложных ситуаций (и соответственно, чтобы таких ситуаций было побольше);
  • признавать свои ошибки, отказываться от прежних взглядов и не бояться говорить об этом своим коллегам и ученикам;
  • убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье (не курить, не пьянствовать, избегать излишеств), пропагандировать на работе здоровый образ жизни;
  • обязательно улыбаться на работе всякому клиенту и посетителю (с учетом того, что они разные бывают, например, пьяные и невоспитанные);
  • нести слово Божье людям (и так зарабатывать себе на хлеб насущный);
  • находить радость в сложных расчетах и составлениях компьютерных программ;
  • смело вступать в противоборство даже с очень сильными и опасными бандитами;
  • в совершенстве владеть своим голосом, телом, настроением и, соответственно, тренировать их, часто ограничивая себя в «радостях жизни»;
  • соблюдать технику безопасности в работе с механизмами и аппаратурой (и даже гордиться тем, что другие вообще боятся подходить к такой опасной технике);
  • уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых разных людей;
  • испытывать радость от силы и напряжения своих мышц на работе;
  • не останавливаться ни перед чем ради получения высокой прибыли;
  • описывать скучные и банальные вещи очень живо и увлекательно (например, какое-то событие «яйца выеденного не стоит», а вы так о нем напишете, что все возрадуются);
  • часто выполнять несколько дел одновременно, уметь быстро переключаться на разные виды работ;
  • часто рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки;
  • уметь организовывать людей, руководить ими;
  • предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от нее («уносить ноги»), играть с опасностью «в кошки-мышки»;
  • часто работать на земле и на свежем воздухе (в любую погоду);
  • добиваться уважения к себе не с помощью грубости и крика, а с помощью доброго и умного слова (например, вам хамят, а вы — по-доброму);
  • уметь быстро и ловко разбираться с различными инспекторами и «начальниками» (и даже гордиться тем, что так легко с ними находите «общий язык»).

 

  • .Здесь и далее в скобках будут указываться примеры провокационных коммента­риев, заставляющих учащихся задуматься и не идеализировать те или иные трудовые действия. Если примеры покажутся кому-то слишком неприличными, то можно попробовать сказать об этом же иными словами, но так, чтобы подростки поняли, о чем идет речь. Размышления о профессиях должны быть полными, учитывающими различные аспекты профессионального труда, включая и не очень привлекательные.
  • .Еще раз напоминаем, что само построение методики носит несколько провокационный характер (даже название - «За и против» - говорит об этом). К сожалению, приходится говорить и о таком варианте «профессионального самоопределения» хотя бы для того, чтобы подростки осознавали, в каком реальном «обществе» им придется находить свое место, а может и для того, чтобы постепенно формировать у них отвращение к подобному «самоопределению». Ведь притягательно именно запретное (или замалчиваемое).

 

 

УТВЕРЖДЕНИЯ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ЗА И ПРОТИВ-2»

Оцените в баллах (от 0 до 5) свою способность и готовность выполнять следующие действия:

  • я никогда не оставляю после себя мусор;
  • мне несложно заставить самого себя сделать что-то неинтересное и неприятное;
  • я готов демонстрировать свои познания в разных областях;
  • у меня легко получаются движения с высокой точностью;
  • я хорошо решаю различные логические и математические задачи;
  • я не раз замечал, что другие устают от какой-либо работы гораздо быстрее меня;
  • я знаю, что окружающим нравится моя внешность;
  • мне не сложно развеселить любую компанию;
  • я всегда стараюсь выполнять свои обещания и держать данное слово;
  • окружающие считают, что у меня есть талант к искусствам, который можно было бы и развивать;
  • я могу в любой ситуации получить свою выгоду: кто-то мне даже завидует по этому поводу;
  • я считаю, что дураки и негодяи — это тоже люди и даже с ними можно решать какие-то вопросы;
  • ценить работника надо не за «чистоту» на его рабочем месте, а за ту пользу, которую он приносит фирме;
  • я никогда не делаю того, что лично мне скучно и неинтересно;
  • я стараюсь не забивать себе голову всякими фактами, событиями и знаниями;
  • я терпеть не могу, когда приходится выполнять какие-то мелкие высокоточные действия;
  • окружающие считают, что с логикой и математикой у меня плоховато;
  • я считаю, что физический труд унижает благородного человека; .
  • я даже не стараюсь приукрашивать свою внешность, так как главное — это духовная красота;
  • я не раз замечал, что окружающие слушают меня без интереса;
  • если откровенно, то меня мало волнуют страдания чужих людей (мне в свое время никто не помогал, да и вообще, всем несчастным все равно не поможешь);
  • я ничего не понимаю в искусстве и не очень-то страдаю от этого;
  • если мне не обеспечат нормальные условия, то я вряд ли смогу хорошо работать;
  • у меня всегда найдутся друзья и близкие люди, которые никогда не оставят меня в беде;
  • окружающие считают меня аккуратным и даже педантичным человеком;
  • если потребуется, то я смогу и силу применить, и заставить другого человека сделать так, как сам считаю нужным;
  • я часто стараюсь фиксировать заинтересовавшую меня информацию: обычно у меня хорошие конспекты;
  • многие считают, что у меня отличная двигательная реакция;
  • обычно я быстро разбираюсь с инструкциями по эксплуатации технических приборов;
  • я способен выполнять даже монотонную и тяжелую работу;
  • мне грех жаловаться на свою внешность;
  • обычно я легко и быстро устанавливаю контакты с новыми людьми;
  • я знаю, что кто-то считает меня «чересчур честным» и даже смеется над этим;
  • иногда мне кажется, что я хорошо понимаю какого-нибудь поэта, писателя, музыканта или художника;
  • мой принцип: не распускать нюни даже в самой без надежной ситуации;
  • иногда мои советы помогали друзьям решить сложные жизненные проблемы;
  • иногда я не замечаю какой-нибудь важной мелочи и тогда мне приходится переделывать работу, но зато и получается лучше;
  • окружающие считают меня добродушным и покла­дистым человеком, с которым легко можно договориться;
  • я живу по принципу: зачем мне все запоминать, когда всегда можно спросить об этом какого-нибудь «умника»;
  • иногда я бываю нерасторопным и неуклюжим;
  • я терпеть не могу различные расчеты и вычисления;
  • длительные нагрузки меня обычно утомляют;
  • я не сильно переживаю от того, что окружающие не восхищаются моей внешностью;
  • многие считают меня угрюмым и неуживчивым человеком;
  • я считаю, что помощь другим людям только развращает их: каждый сам должен выпутываться из своих проблем;
  • по-моему, все поэты, художники и музыканты — неудачники и дармоеды, которые не умеют делать ничего конкретного;
  • обычно я хорошо выполняю свое дело, если рядом сильный, инициативный и уважаемый мною человек;
  • я никогда не отказываю себе в удовольствии посмеяться над каким-нибудь неуклюжим и неопытным человеком;
  • мне обычно не приходится переделывать работу из-за собственной невнимательности;
  • я замечал, что иногда окружающие побаиваются со мной спорить;
  • окружающие часто обращаются ко мне за какой-ни­будь информацией;
  • если я захочу, то смогу действовать четко, быстро и без ошибок, почти как «робот» из фантастического фильма;
  • у меня не бывает проблем с компьютером;
  • после физического труда у меня, и голова обычно работает лучше;
  • иногда мне бывает даже неприятно, что всех больше интересуют мои внешние данные, чем мой внутренний мир;
  • я замечал, что многие стремятся рассказать мне о своих переживаниях и «сердечных делах»;
  • я не стану молчать, если кто-то в моем присутствии незаслуженно обидит хорошего человека;
  • иногда я готов любоваться даже тем, чего другие не замечают и что даже готовы опошлить;
  • для меня выходить невредимым из сложных ситуаций — это азарт, настоящий спорт, и я неплохо в этом преуспел;
  • я считаю, что не пропаду в этой жизни даже без посторонней помощи.

 

УТВЕРЖДЕНИЯ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ЗА И ПРОТИВ-3»

Оцените в баллах (от 0 до 5), насколько вы согласны со следующими утверждениями:

  • хорошо работать можно только за очень хорошие деньги;
  • нельзя допускать того, чтобы кто-то тобой командовал;
  • даже самая интересная работа не стоит того, чтобы из-за нее терять свое здоровье;
  • от однообразной, спокойной работы можно сойти с ума;
  • размышления о возвышенном — самый интересный и достойный труд;
  • невыносимо работать, когда не с кем перемолвиться словом;
  • приятно, когда кто-то немного завидует тебе и твоей работе;
  • очень важно, чтобы работа приносила окружающим людям радость и пользу;
  • богатство убивает в человеке благородство;
  • нельзя командовать людьми: они сами должны принимать важные решения;
  • если постоянно думать о своем здоровье, то точно скоро умрешь раньше времени;
  • только тихая, спокойная работа способствует настоящему творчеству;
  • настоящая истина не в книгах, а в вине и развлечениях: умные и благородные люди редко бывают счастливыми;
  • можно с ума сойти, когда кто-то постоянно пристает к тебе с вопросами на работе;
  • в модных, престижных организациях и учебных заведениях часто царят «волчьи законы» (склоки, травля, зависть, стукачество);
  • главное на работе — не какое-то там благо для окружающих, а собственный заработок;
  • ради больших денег можно согласиться на любую работу;
  • очень приятно, когда все беспрекословно выполняют твои распоряжения, когда твое слово является законом для окружающих;
  • лучше чего-то не сделать или сделать плохо, чем растрачивать свои нервы и здоровье;
  • без риска и приключений работа и вся жизнь становятся пустыми и неинтересными;
  • только ничтожный человек боится мечтать о собственном счастье, боится своих мыслей и чувств;
  • можно с удовольствием просто слушать, о чем говорят другие, даже когда сам не участвуешь в разговоре;
  • надо всячески стремиться попасть в высший свет, быть среди элиты;
  • ради пользы дела можно отказаться и от больших гонораров, и вообще трудиться «за спасибо»;
  • есть вещи более важные, чем комфорт и богатство;
  • быть начальником — очень неблагодарное дело: никто спасибо не скажет;
  • когда бережешь себя и свое здоровье, то никогда приличных денег не заработаешь;
  • непредвиденные события, риск и азарт только мешают настоящей работе;
  • только дураки отдают свою жизнь ради каких-то там высших ценностей и идеалов;
  • когда чего-то не знаешь, лучше самому почитать об этом в умных книгах, чем обращаться к кому-то за помощью и разъяснениями;
  • главное в любой работе — не то, что тебя уважают окружающие, а то, что ты сам себя уважаешь;
  • все разговоры о благородстве — вранье: обычно те, кто любит порассуждать о бескорыстии, сами стремятся брать со своих клиентов и посетителей огромные гонорары;
  • деньги — это главный показатель успеха всей жизни;
  • только тогда, когда влияешь на судьбы других людей, по-настоящему чувствуешь себя человеком;
  • чтобы быть здоровым, надо поменьше работать и побольше лечиться;
  • нет ничего приятнее, чем выходить победителем из сложных и опасных ситуаций;
  • читать серьезные книги интереснее, чем сидеть перед телевизором;
  • интересно работать, когда постоянно раскрываешь заговоры своих коллег по работе и когда сам устраиваешь для них ловушки (как в кино);
  • вызывает лишь сочувствие человек, который не стремится как-то прославиться, как-то соприкоснуться с лучшими людьми общества (элитой);
  • нет ничего прекраснее, чем сознание того, что твоя работа очень нужна людям.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ЗА И ПРОТИВ-1»

 

Группы профессий

Нормы для девушек

Нормы для  юношей

1.  «Странствия»: водители дальних рейсов, участники экспедиций

+4, +7

+2, +6

2.  Наука: теоретики, методологи, экспериментаторы, лаборанты

-1, +5

0, +4

3. Медицина: врачи, медсестры, санитары, тренеры

+1, +8

-1, +4

4. Торговля, сервис, коммунально-бытовое обслуживание

+5, +9

+4, +9

5.  Служение Богу: священники, монахи и послушники

-7, -1

-4, +1

6. Инженеры, конструкторы, программисты

+ 1, +5

0, +6

7.  «Герои»: армия, милиция, органы безопасности, спасатели, пожарники

+4, +8

+3, +5

8. Артисты (театр, кино, эстрада, цирк), спортсмены-профессионалы

0, +5

-1, +4

9.  Рабочие: станочники, сборщики, слесари, операторы

-1, +3

+ 1, +5

10.  Юристы: адвокаты, прокуроры, судьи, юрисконсульты

+2, +8

+2, +7

11. Тяжелое производство: шахтеры, металлурги, нефтяники, моряки

-1;+7

+1, +6

12. Бизнес, финансы: экономисты, бухгалтеры, бизнесмены, коммерсанты

+2, +6

+4, +9

13.   «Творцы»: архитекторы, художники, писатели, композиторы

+1, +8

0, +4

14. Домашнее хозяйство: гувернантки, прислуга, телохранители

+ 1, +5

+ 1, +6

15. Преступления: воры, взяточники, бандиты, вымогатели, предатели

+6, +11

+6, +11

16. Управление, менеджмент: руководители, инспекторы, чиновники

0, +6

+ 1, +4

17.  Бродяги-попрошайки: бомжи, «цыгане», «профессиональные нищие»

+3, +7

+5, +9

18.  Крестьяне: агрономы, зоотехники, ветеринары, фермеры, механизаторы

-3, +3

-1, +4

19. Педагогипсихологи: социальные работники, тренеры, воспитатели

+4, +9

+3, +7

20. Городской транспорт: такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро

+1, +5

 

+2, +5

Примечание. Указывается интервал на числовой оси. Например, +4, +7 означает, что норма находится в пределах от +4 до +7 баллов. Это относится к нормам по всем методикам.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ЗА И ПРОТИВ-2»

 

Психологические качества и способности

Нормы для девушек

Нормы для

юношей

1. Аккуратность

0, +8

+3, +7

2. Воля, лидерство

-1, +2

+1, +4

3. Память, эрудиция

+5, +8

+2, +5

4. Координация движений

+5, +6

+4, +7

5. Логичность

-2, +4

0, +7

6. Выносливость

+4, +8

+2, +6

7. Внешние данные

+2, +7

+3, +6

8. Умение общаться

+8, +13

+5, +8

9. Нравственность, чувство долга

+4, +10

+4, +9

10. Чувство красоты, эстетические способности

+4, +10

+ 1, +6

11. Предприимчивость, инициативность

+4, +6

+2, +5

 

12. Жизненный опыт

+3, +7

+1, +4

 

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ МЕТОДИКИ «ЗА И ПРОТИВ-3»

 

Преимущественные ценности и смыслы

Нормы для девушек

Норы для юношей

1. Деньги, богатство, комфорт

0, +7

+1, +7

2. Власть, влияние

+5, +8

+2, +6

3. Здоровье

0, +7

0, +6

4. Азарт жизни, интересные события

+8, +12

+4, +8

5. Духовный поиск

+2, +8

-1, +3

6. Общение

+4, +6

+2, +5

7. Престиж, известность

+3, +7

+ 1, +4

8. Чувство полезности

0, +7

-1, +4

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!