Факторы риска употребления ПАВ
№
п/п
Группы факторов
Факторы риска
1
Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые
Утрата или болезнь одного из родителей. Ссора со сверстниками и др.
2
Хронически действующие психотравмирующие ситуации
Семейные конфликты. Школьная неуспеваемость и др.
3
Эмоциональная депривация
Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки. Разлука с семьей и др.4
Индивидуально-личностные факторы
Личностные проблемы (отключиться от реальных проблем, одиночество, обретение уверенности в себе, улучшение настроения). Возрастные проблемы (кризовые периоды подросткового и раннего юношеского возраста). Групповая идентификация (желание вести себя как все, средство подружиться). Предрасположенность к риску, склонность к саморазрушению. Трудности реализации интеллектуального потенциала Низкая толерантность к стрессу. Желание быть в центре внимания. Любопытство Психическое здоровье. Скептицизм к профилактическим мерам. Биологическая или генетическая предрасположенность.5
Факторы социальной среды
Социально-экономический статус семьи. Семейная депривация, социальное сиротство. Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков). Снижение моральных устоев в обществе. Возможность получения быстрого дохода. Школьная дезадаптация. Излишняя или недостаточная родительская опека. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами. Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей). Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ. Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ. Отсутствие скоординированной районной профилактической программы злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Слабая информированность этой проблемы среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов, приемных родителей). Неприятие обществом. Недостаточность информации о медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Отсутствие межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, занимающихся проблемами профилактики злоупотребления ПАВ. Отсутствие систематических образовательных курсов по расширению психологической и педагогической компетенции участников образовательного процесса и окружающего социума.Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью
Протест против норм взрослого поведения. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы). Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе). Групповое давление и подчинение ему. Самоутверждение в среде сверстников. Символ взрослости, мужества. Подражание лидерам. Любопытство и экспериментирование. Отсутствие учебной занятости. Мода. Расслабление нервной системы (нервного напряжения). Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира). Снятие или снижение душевной и физической боли. Избавление от стресса. Улучшение настроения. Голод Нормализация сна.
Факторы защиты
Не всегда нарушается равновесие психологических процессов у подростка под воздействием неблагоприятных факторов, им противостоят личностные и средовые механизмы адаптации (факторы защиты).
Усиление активных действий региональной общественности. Поощрение формирования здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов. Развитие системы дополнительного образования (кружков, секций). Развитие сети игровых и спортивных площадок. Планирование и реализация мероприятий которые помогут подросткам и молодежи раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также будут способствовать повышению их самооценки. Создание широкой сети клубов общения для взрослых и детей, которые будут содействовать формированию хороших взаимоотношений в семье. Проведение в образовательных учреждениях тренингов по воспитанию толерантности, которые будут содействовать формированию доверительных и партнерских отношений между преподавателями и учениками, между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью; дадут ученикам знания и навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся их психологического и физического здоровья. Разработка и реализация программ на местном уровне по повышению квалификации педагогов, социальных работников, общественности по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ. Выпуск печатной продукции о мотивах, причинах и последствиях злоупотребления ПАВ. Развитие волонтерского движения в подростковой и молодежной среде.
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
В течение своего незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:
1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.
2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).
3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:
аффективная взрывчатость, страхи, уходы из дома, органически не отягощенное бродяжничество, агрессивность, аутоагрессивность, нарушение дисциплины и поведения, расстройства сна, психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.