Информация для учащихся

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для учащихся

 

      Перед и во время экзаменов мы все сталкиваемся с напряжением, неуверенностью, переживаниями, связанными с важностью и желанием, как можно лучше справится с заданиями. Это стресс для человека, но как не парадоксально именно стресс нам и поможет. Именно стресс будет источником активности, помогающим в растерянности перед экзаменом. Активность эта нужна для сосредоточения в сложной ситуации для достижения успеха. Методов для стабилизации эмоционального состояния много, каждый выбирает более подходящее для себя. Что поможет при подготовке к экзаменам:

Психологические методы:

Написание шпаргалок – очень полезное занятие, если их не применять на экзамене. Возможность повторить и лучше усвоить материал (особенно визуалам). Организуйте и спланируйте готовность к экзаменам по времени и объёму информации (в какое время это будет и в каком количестве). Сложно себя заставить когда «надо» готовиться. Замените «надо» на «было бы хорошо» или другой положительный эпитет. Переключите негативные эмоции переживания на мысли, как исправить положение. А что я могу сделать для себя сейчас? Проговаривайте свои переживания друзьям, родителям, учителям, не оставайтесь в одиночестве. «Рассеивайте» свое напряжение. С закрытыми глазами (можно перед сном), мысленно перенеситесь в обстановку, вызывающую эмоциональное напряжение, и представьте себя в ней успешным, уверенным. У вас все получилось! Мысленно выражайте свои негативные эмоции и переживания, когда реальное их выражение невозможно. Добьетесь освобождения от раздражения, ничем при этом не рискуя. Делайте перерывы в процессе подготовки к экзамену. Переключайтесь (наведите порядок на столе, поиграйте с домашним животным, помойте посуду, выйдите на улицу и т.д.). Хотя бы час в день постарайтесь заняться делом, которое вас радует, успокаивает, где вы успешны. Замечательный способ справляться с напряжением, это помочь другому человеку, которому еще хуже, справиться с его проблемой связанной с предстоящими экзаменами.

 

Физические методы:

Дыхание:

Вдох на 4 счета, задержка дыхания на 2 счета, выдох на 8 (вместо счета могут быть шаги). Свободное, спокойное дыхание.  На вдохе фокусируйте взгляд на одном предмете, на выдохе отведите взгляд в сторону.

Питание:

Исключите тяжелые, возбуждающие продукты (жирное, острое). Разнообразьте еду свежими овощами, соками. Кушайте бананы, яблоки, орехи и шоколад.

 

Движение:

Сильное напряжение и постепенное расслабление кистей рук, стоп, спины, бедер, живота, лица, помогут снизить напряжение. Расслабление через напряжение. Самомассаж активных точек, так же поможет снизить напряжение – центр переносицы, концы челюсти, низ подбородка, позвонок на «холке», основание мочки уха, чуть ниже между большим и указательным пальцами с внешней стороны.

Другие приемы:

Закаливание – контрастный душ. Носите удобную одежду. Соблюдайте режим дня, сна и отдыха.

 

Желаю успехов!

 

 

 

Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Какие существуют виды буллинга?

Физический буллинг – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

Вербальный буллинг – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

Социально-психологический буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

Экономический буллинг – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

Кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев.

Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – суицид, совершенный из-за травли в интернете.

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности — что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

- психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

- социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

- семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести: зависть, месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания), самоутверждение в коллективе, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто», желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки: ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить; возвращается из школы подавленный; часто плачет без очевидной причины; ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни; нарушение сна и аппетита; синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Повод для травли может быть совершенно любой.

 

Жертва

            Чаще всего жертвами становятся дети: с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.); неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой; с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.); с низким интеллектом и проблемами в учебе;  «любимчики» учителей или наоборот изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

 

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек: с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других; стремящийся быть в центре внимания любой ценой; агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети, как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

 

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются, вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).

Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.

И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

 

Теперь хочется обратиться к детям:

Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт — снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.

Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.

Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

 

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать, и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

 

 

Выпускные экзамены – очень важный этап в жизни старшеклассника, который во многом определяет его будущее на несколько лет вперед.

По своей сути ЕГЭ сочетает в себе два экзамена – выпускной и вступительный. ЕГЭ требует знание всего учебного материала по предмету, а не отдельных тем и вопросов. Все это повышает его субъективную значимость для ребят. В этот период старшеклассники нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Как могут помочь родители в этот сложный период?

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать. На сегодняшний день школьники сдают два обязательных экзамена, остальные - по выбору (те, которые являются профильными для поступления на желаемое направление подготовки).

Некоторые школьники выбирают «запасные» экзамены на случай провала. Хорошенько обсудите, насколько возможно эффективно подготовиться по пяти и более предметам и действительно ли это увеличит реальные шансы поступления.

Считается, что главным условием успешной сдачи ЕГЭ является индивидуальная стратегия подготовки, поиск и использование тех приемов и способов, которые будут наиболее эффективны для вашего ребенка и позволят ему достигнуть наилучших результатов на экзамене. Следовательно, важно помочь в осознании своих сильных и слабых сторон.

Важно подсказать одиннадцатикласснику, как наиболее эффективно распоряжаться временем при подготовке к ЕГЭ. Можно совместно составить расписание подготовки и помогать его придерживаться. Обратите внимание на равномерность распределения усилий, ситуация «сегодня густо, а завтра - пусто» не лучшим образом сказывается на подготовке.

Очень важно понять, в какой помощи нуждается ваш ребенок. Кому-то нужна помощь в распределении тем для заучивания, кому-то в четком контроле в подготовке ЕГЭ, а кто-то, имея высокую самостоятельность, в этом не нуждается. Спросите: «Как я тебе могу помочь в подготовке и сдаче ЕГЭ? В чем тебе нужна моя помощь?».

Обязательно интересуйтесь тем, как проходит подготовка к ЕГЭ, какие трудности возникают, какие советы и рекомендации дают педагоги и репетиторы. Так вы сможете не только вовремя сориентироваться в вопросах помощи, но и ненавязчиво контролировать сам ход подготовки.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок сдал экзамен успешно. Однако помните, что нагнетание ситуации успеха не приносит!

Верьте в своего одиннадцатиклассника - и у него все получится!

 

 

Как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с обучающимися в школе используется сенсорная комната психологической разгрузки, которая работает на базе учреждения.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. «Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты – мягкого света, расслабляющей музыки – помогают детям максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон».

Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на органы чувств. Здесь есть сухой бассейн,  сухой дождь со светоэффектами, аппаратно-программный комплекс для коррекции речевых нарушений и многое другое. А большое количество различных поверхностей, отличающихся по форме, материалу и текстуре позволяет воздействовать на тактильные ощущения ребенка, несут развивающий и лечебный эффект.

В сенсорной комнате активно используется звуковая стимуляция – здесь звучит специальная музыка для расслабления, звуки природы, птиц, животных. Пребывание в сенсорной комнате раскрепощает ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, тренирует психомоторные функции, считают специалисты. Занятия здесь позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний ребенка, способствует снижению тревожности, развитию коммуникабельности.

«Основная наша задача на занятиях – научить ребят приемам снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции и самоконтролю, умению управлять своим телом и дыханием. Мы должны помочь детям сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях, обрести умение передавать свои ощущения в речи. Также на занятиях ребята учатся преодолению негативных эмоций по отношению к сверстникам, формированию мотивации к общению, развивают коммуникативные навыки».

 

 

Режимом питания и отдыха

Не нужно продумывать распорядок дня за ребенка – он в состоянии сделать это сам, но нужно проследить, что он достаточно ест и спит. Неделю перед экзаменом нужно кормить ребенка тем, что он любит.

Любит суши – заказывайте суши, любит шашлык – жарьте шашлык, благо поста пока еще нет. Любит блинчики – пеките блинчики. Последние несколько дней самые нервные, поэтому нужно хорошо питаться.

Время для подготовки

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Постарайтесь объяснить, что отдыхать, не дожидаясь усталости – важное средство от переутомления. Не приветствуются также и различные стимуляторы активности (кофе, крепкий чай, энергетики).

 Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

Прогулки на свежем воздухе

Заставлять нельзя, но попытаться стоит. «Добавьте в расписание дня 1-2 часа на свежем воздухе: велосипед, прогулка в парке, все, что ребенку нравится. Спорт, любая физнагрузка на воздухе снижает нервозность. А если не выходить из помещения, можно за месяц довести себя до депрессии.

Достижения

До экзамена всегда либо очень далеко, либо один день. И только накануне выпускнику становится, виден масштаб всей драмы: не выучил, не повторил, не успел и здесь, и тут. Возникает паника. Пресекайте панику на корню! Нельзя усугублять тревогу, вставлять свое «Мы тебя предупреждали!», ставить высокую планку, рассуждать о том, как важен высокий бал.

Важно успокоить ребенка и сконцентрироваться на успехе: «Смотри, ведь ты успел то и это, давай не будем настраиваться на плохое».

Вера в успех и право на ошибку

Родитель в первую очередь должен сказать ребенку, что он в него верит, что уверен, что он справится, но в то же время поймет, если что-то пойдет не так.

С одной стороны, нужно подчеркнуть веру в человека, с другой – его право на ошибку. И никаких «Не сдашь экзамен — пойдешь в дворники!». Неизвестно, как на ребенке скажется такое напутствие, особенно если он и вправду не сдаст.

Продумайте тайм-менеджмент

Поговорите о том, как распределить время на экзамене. У ЕГЭ и ОГЭ строгие требования в форме. И хотя учителя объясняют их много раз, каждый год некоторые школьники из-за волнения неправильно оформляют работу — в этом случае результат аннулируется.

Не туда поставил галочку, нарисовал зайчика на полях, и бланк считается испорченным. Это особенно обидно.

Те, кто хорошо подготовлен и уверен в себе, нередко не проверяют работу. Это иллюзия легкости: «я все решил, я пойду». Важно настроить человека на максимальную проверку.

Успокоительные

Большинство врачей не советуют применять медикаменты. Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребенку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить свое состояние сменой видов деятельности.

Помните – экзамен, это не только проверка знаний, это проверка характера, воли, силы духа. Полученный опыт поможет вашим детям в дальнейшем. Очень важно, что период сдачи экзаменов был полезным опытом и задача родителей – создать максимально комфортную, поддерживающую и спокойную обстановку.

 

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 

НОВЫЕ ПРАВИЛА

 

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

 

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

 

КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

 

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

 

 

 

13.11.2019г. в 7 «В» классе проводилась беседа с просмотром фильма «Человеческие пороки», а также с элементами дискуссии и ситуативного практикума «Как зависть душу разъедает». В ходе беседы обсуждались с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека. Как помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания. Ребята активно в группах рисовали символы к слову «зависть», после чего было обсуждение символов. Дети находили причины зависти.

Ребята активно приводили примеры, чему завидуют в реальной жизни люди: успехам одноклассников; чужим деньгам; соседям, переселившимся в новую квартиру; человеку, купившему машину; подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах; отличным оценкам одноклассника; ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

Также ребята вспомнили, как о человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы. «Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин). «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин). «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь). «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов).

В ходе обсуждения темы ребята пришли к выводу, что зависть – опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершенное преступление, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.

Подводя итог к вышесказанному, можно сделать вывод, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это не случайно. Мы уже убедились в том, что подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок, который нужно изживать, неустанно занимаясь самовоспитанием.

Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

В ходе обсуждения темы ребята пришли к выводу, что зависть – опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение преступления, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.

 

Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как как форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. Особый интерес в этом плане представляют издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка и пытаться поддержать его на расстоянии. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: Забыть о прошлых неудачах ребенка; Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенка; Избегать подчеркивания промахов ребенка; Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах; Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Чем Вы, родители, можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ? 1. Владением информации о процессе проведения экзамена. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. 2. Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы. Откажитесь от упреков, доверяйте своему ребенку. Поддержка родителей очень важна, поскольку ученику, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации. 3. Организацией режима. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы. Объясните ребенку: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний. 4.Участием в подготовке в ЕГЭ Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? Как помочь детям подготовиться к экзаменам Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите еу, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА

Психологические кризисы школьного периода вызваны изменениями в психических особенностях  детей при переходе с одной стадии развития личности ребенка на другую. Согласно психосоциальной концепции развития личности известного психолога Эриксона, существует четыре основных этапа формирования психики ребенка в школьном возрасте, (после периода младенчества  до 3-х лет):

Период перехода с дошкольного возраста (3-7 лет) к младшему школьному возрасту (7-11 лет). Это период социальной адаптации, когда ребенок отождествляет себя с другими, сравнивает себя с ними и поэтому болезненно переносит критику. Если родители сильно подавляют ребенка и не уделяют внимания его играм, особенно в возрасте 6-7 лет, это способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины. Если при поступлении  в школу и в первом классе он сталкивается с бестактным, чрезмерно властным (гиперопека), или равнодушным (формирующим комплекс "Золушки") отношением учителей и сверстников, у него начинает формироваться комплекс неполноценности, отчаяние, неверие в свои силы, робость, зависимость, слабоволие, потеря интереса к учебе. Либо, наоборот, ребенок с сильным характером начинает бунтовать, убегать из дому, делать все наперекор, стремится реализовать недозволенное. Этот протест - разновидность психологической защиты. Если при этом родители начинают его еще и ругать за это, такой комплекс может закрепиться на всю жизнь. Период перехода с младшего школьного возраста (7-11 лет) к среднему школьному возрасту (11-15 лет), когда детство сменяется отрочеством. Это период индивидуализации, растождествления себя с другими, формирования интереса к самореализации, к развитию своих способностей. На этом этапе важно воспитать чувство долга, мотивирующее ребенка к учебе и наряду с этим умело поддерживать у него интерес к учебе. Иначе у него может пропасть интерес и способности к дальнейшей актуализации своей личности. Неровное отношение родителей или педагогов, необоснованные наказания или высмеивания с их стороны с последующими искуплениями вины, невротизирует личность ребенка, делает его капризным, агрессивным, манипулятивным. Безнадзорность также вредит ребенку и часто приводит его в плохие компании. Нужно уметь придерживатья "золотой середины". Если ребенок становится "кумиром" семьи (другая разновидность гиперопеки), когда ребенком постоянно восхищаются и выполняют все его прихоти, это может сформировать завышенную самооценку, привести к истероидной (демонстративной) акцентуации характера, нарушить процессы адаптации и социализации и привести ко многим проблемам в отношениях с людьми в будущем. другая крайность, когда ребенком тяготятся, также приводит его к неврозам и озлобленности. Жестокое воспитание приводит к формированию садистских наклонностей, либо к лицемерию и угодничеству. Прививание ребенку повышенной моральной ответственности перед семьей (для оправдания надежд честолюбивых родителей) подавляет ребенка и приводит к формированию у него неврозов, навязчивых страхов, тревожности,  проблем во взаимоотношениях с окружающими. Период перехода со среднего школьного возраста (11-15 лет) к старшему школьному возрасту - кризис полового созревания (15-17 лет), когда отрочество (подростковый период) сменяется эпохой юности. На этом этапе всплывают все педагогические ошибки предшествующих периодов развития и воспитания ребенка. Это период самооценки и актуализации способностей. Если до этого момента у подростка сформировалась инициатива, самостоятельность, ответственность, доверие к миру, уверенность в своей полноценности и значимости, он находит себя, реализует свои способности и добивается их положительной оценки. Если нет - подросток не осознает своих целей и желаний, у него происходит регрессия к инфантильным детским иждивенческим реакциям. Наряду с этим возрастает непонятная ему тревожность,  опустошенность, чувство одиночества, растерянности, желания и в то же время неумения что-либо изменить. Появляется застенчивость, проблемы  в общении, чувство ущербности вызывает враждебность к окружающим, агрессию. Идентифицируя (сравнивая) себя с другими, он оценивает и формирует себя. Если родители и педагоги не обращали внимание на такие детские реакции как: немотивированный отказ от чего-либо, внезапная оппозиция, непомерное подражание какому-то кумиру, гиперкомпенсация своих недостатков (чрезмерное занятие спортом в ущерб интеллектуальному развитию, изнурительные диеты и т.д.), реакции эмансипации (бунта), стремление к излишнему группированию со сверстниками (по интересам),  хобби  с болезненной зацикленностью, странности в поведении (включая такие симптомы как болтливость, резонерство, позерство или агрессивность, нелюдимость и т.д.), гиперсексуальность, это приводит к патологическому развитию личности со всеми печальными последствиями в будущем. Период перехода со старшего школьного возраста (15-17 лет) к периоду взросления или поздней юности (17-25 лет). В этот период закрепляется самооценка, уверенность, либо неуверенность в себе. Формируется умение общаться и добиваться поставленных целей. Человек уже не боится обезличивания, он сознает свою индивидуальность, независимо от самооценки и оценки окружающих. Появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности  другими людьми. Если на предшествующих этапах развития были допущены ошибки, человек замыкается в себе, не умеет правильно общаться и решать свои проблемы. У него может сформироваться комплекс мизантропа,  неудачника и т.п.

После этого наступает этап зрелости, имеющий свои кризисные периоды, выходящие за рамки школьного воспитания.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и влияния процесса акселерации, эти периоды могут смещаться на год раньше, то есть проходить не в 7, 11, 15, 17 лет, а в 6, 10, 14, 16 лет.

Из сказанного следует, что на каждом  кризисном этапе развития ребенку необходима грамотная психологическая помощь, обеспечивающая необходимые консультации с родителями и педагогами. Отсутствие школьной психологической помощи в большинстве случаев приводит к непоправимым результатам, навсегда деформируя личность и закрывая для нее пути правильного развития характера и актуализации своих способностей, а также порождает различные психические отклонения и асоциальное поведение.

 

 

 

Памятка для выпускников учитывай:  неизбежность экзамена; реально имеющееся в распоряжении время; необходимость готовиться к нескольким экзаменам; отсутствие у семьи возможности пригласить репетитора; свои типичные ошибки; свои способы запоминания информации (надо проговорить или написать краткую схему, или объяснить кому-то, или выполнить у доски); «Как подготовиться к сдаче экзамена» «выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях» — позволяет выделить самое главное, систематизировать информацию, тренирует все познавательные процессы, учит аналитически мыслить; «чтобы снизить волнение, резко поверни голову направо» — это легко запомнить и выполнить, данный прием прерывает паническое состояние, активизирует левополушарные процессы (логику, анализ, выделение главного); «в дополнительных занятиях по алгебре сосредоточься на решении уравнений» — конкретизирует работу, тренирует многие учебные навыки; проверяй свой уровень знаний сам — открой учебник на тех страницах, которые вы проходили неделю назад, попробуй выполнить любое задание. Если получается, открой следующую тему и снова проверь себя. Если нет, листай назад, до того материала, с которым ты справляешься. Начинай подготовку к экзамену оттуда, где можешь опереться на свои твердые знания; контролируй свой режим — ты лучше всех знаешь, когда у тебя наиболее эффективно получается работать. Используй это время для занятий; проверь, знаешь ли ты типы заданий и алгоритм их выполнения, можешь ли их опознать — возьми любой список заданий по предмету (из пробного экзамена, из задачника, из Интернета) и назови про каждый: «это задание на…», «чтобы его выполнить, надо…»; проверь, взял ли ты на себя то, что зависит от тебя, — например, оплатить курсы могут родители, но действительно чему-то научиться на курсах можешь только ты. Новый материал рассказывает учитель, но задать вопросы о том, что тебе непонятно, можешь только ты. Сколько часов занятий осталось, зависит от расписания и режима, но как использовать эти часы — зависит от тебя. Проверь, не мешаешь ли ты сам себе. Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами: Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ОГЭ (ГИА)? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой; Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз; Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ОГЭ (ГИА): родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события; Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановке: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний; Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей; Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию; Используй такие формулы самовнушений: Я уверенно сдам экзамены. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и то-то.... Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным. Способы запоминания 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. 2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. 4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее. 5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего. 6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает. Условия поддержки работоспособности : 1. Чередование умственного и физического труда. 2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга. 3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги). 4. Минимум телевизионных передач, гаджетов! Что есть, чтобы становиться умнее? Ежедневное потребление необходимых витаминов и минералов помогает поддерживать организм в отличный форме. Особенно важны для улучшения физических и умственных способностей железо и витамины группы B. Железо содержится в таких продуктах, как: красное мясо, злаки и шпинат. Также неплохо иногда приготовить чили, т. к. в его состав входят говяжий фарш и фасоль. Витамином B богаты цельно-зерновые продукты, зародыши пшеницы, яйца и орехи. Рыбу и сою также следует включить в рацион, т. к. в них тоже содержатся элементы, улучшающие мозговую активность. Употребляйте больше жидкости. Следите за тем, что вы пьете. Сведите к минимуму потребление кофеина и сахара. Идеальными напитками для вашего мозга являются вода, фруктовые соки, молоко и богатый антиоксидантами зеленый чай. Приемы психологической защиты 1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет. 2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание. 3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость. 4. Мобилизация юмора. Смех - противодействие стрессу. 5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра». 6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занят

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!