Информация для учащихся

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для учащихся

Дорогой друг! Знаешь ли ты, что такое мотивация к обучению?

Учиться – это круто! Это сегодня интересней, чем экстремальный спорт, увлекательней, чем, любая компьютерная игра. Это вызов и насмешка, это одинокое противоборство с системой расчеловечивания, это истинно христианское занятие, потому что настоящий подвиг совершается не ради поощрения и не из страха. Это просто ты захотел быть человеком, хотя со всех трибун тебя угрозами и посулами загоняют на предыдущую эволюционную ступень.

         Разумеется, ты можешь балбесничать, и ничего тебе за это не будет: еще и спасибо скажут. Можешь почерпнуть минимальные знания из википедии, пока ее не закрыли, и вызубрить шпаргалки для ЕГЭ. Тогда ты присоединишься к большинству, хотя нет на свете ничего скучнее и унизительнее. Но помни: серость будет рулить не всегда, и когда она в очередной раз загонит всех в катастрофу, востребованы будут умные. Можно сколько угодно кричать, что от них один вред, но выживает человечество исключительно благодаря им. Все остальные – тормоз на его путях.

         Выбор за тобой. Стало ли тебе интересно? Если да, то добро пожаловать в будущее. Если нет, have your time и не говори, что тебя не предупреждали.

В феврале в 5-11 классах прошли социальные часы по профилактике суицидального поведения: «О ценности жизни», «Я выбираю жизнь», «Жизнь - ценность».

            С ребятами были обсуждены  эти темы.

            В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что всё – жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации – нет. Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову приходят самые страшные мысли.

             Суицид (самоубийство) – сознательное, преднамеренное лишение себя жизни.

             Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти». 
             По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков. И главная наша цель - понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.

            В заключение  общения ребята  могли сказать: «Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

            Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей! »

Способы преодоления кризисных ситуаций"

06.12.2021г. – 07.12.2021г в 5-9 х классах МАОУ СОШ № 41 города Тюмени прошли психологические тренинги на тему: «Способы преодоления кризисных ситуаций», с целью предотвращения случаев суицида. В ходе тренинга велась работа по формированию у школьников  позитивной адаптации к жизненным ситуациям, как процесса сознательного достижения устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Говорили с ребятами о способах снижения стрессового состояния. Ребята получили рекомендации для подростков преодоления кризисных ситуаций. Во время тренинга дети обсудили фильм "Жизненные ценности".

В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Большинство детей не обладают большим жизненным опытом, который помог бы им избежать неприятностей современной жизни.

Им сложно самостоятельно находить эффективные способы решения жизненных проблем и справляться со стрессовыми воздействиями. Подростки легко могут попасть под вредное влияние окружающих и не умеют противостоять ему. Часто взрослые учат детей остерегаться и бояться опасностей, но не учат главному — конкретным действиям, позволяющим справиться со стрессом.

Учащиеся учились различным способам преодоления кризисных ситуаций. Занятия были направленны на обучение приёмам и способам релаксации, а также снятия эмоционального и психического напряжения.

В ходе тренинга ребята познакомились с понятием стресс и различными способами его преодоления. Затем учащиеся совместно с педагогом-психологом проработали ряд упражнений, способствующих мгновенному снятию напряжения.

Подростки с большим интересом и вниманием участвовали в тренинге, выполняли упражнения, благодаря которым удалось сформировать позитивное отношение к сложившейся ситуации и готовность к её активному изменению.

Умение справляться со своими переживаниями крайне важно, особенно в детском возрасте. При неумении ребёнка концентрироваться на положительных моментах, он зачастую теряет контроль над ситуацией и способность к упорному труду для достижения будущих целей. Именно поэтому проведение подобных занятий среди учащихся имеет огромное значение.

 

 

 

 

      Перед и во время экзаменов мы все сталкиваемся с напряжением, неуверенностью, переживаниями, связанными с важностью и желанием, как можно лучше справится с заданиями. Это стресс для человека, но как не парадоксально именно стресс нам и поможет. Именно стресс будет источником активности, помогающим в растерянности перед экзаменом. Активность эта нужна для сосредоточения в сложной ситуации для достижения успеха. Методов для стабилизации эмоционального состояния много, каждый выбирает более подходящее для себя. Что поможет при подготовке к экзаменам:

Психологические методы:

Написание шпаргалок – очень полезное занятие, если их не применять на экзамене. Возможность повторить и лучше усвоить материал (особенно визуалам). Организуйте и спланируйте готовность к экзаменам по времени и объёму информации (в какое время это будет и в каком количестве). Сложно себя заставить когда «надо» готовиться. Замените «надо» на «было бы хорошо» или другой положительный эпитет. Переключите негативные эмоции переживания на мысли, как исправить положение. А что я могу сделать для себя сейчас? Проговаривайте свои переживания друзьям, родителям, учителям, не оставайтесь в одиночестве. «Рассеивайте» свое напряжение. С закрытыми глазами (можно перед сном), мысленно перенеситесь в обстановку, вызывающую эмоциональное напряжение, и представьте себя в ней успешным, уверенным. У вас все получилось! Мысленно выражайте свои негативные эмоции и переживания, когда реальное их выражение невозможно. Добьетесь освобождения от раздражения, ничем при этом не рискуя. Делайте перерывы в процессе подготовки к экзамену. Переключайтесь (наведите порядок на столе, поиграйте с домашним животным, помойте посуду, выйдите на улицу и т.д.). Хотя бы час в день постарайтесь заняться делом, которое вас радует, успокаивает, где вы успешны. Замечательный способ справляться с напряжением, это помочь другому человеку, которому еще хуже, справиться с его проблемой связанной с предстоящими экзаменами.

 

Физические методы:

Дыхание:

Вдох на 4 счета, задержка дыхания на 2 счета, выдох на 8 (вместо счета могут быть шаги). Свободное, спокойное дыхание.  На вдохе фокусируйте взгляд на одном предмете, на выдохе отведите взгляд в сторону.

Питание:

Исключите тяжелые, возбуждающие продукты (жирное, острое). Разнообразьте еду свежими овощами, соками. Кушайте бананы, яблоки, орехи и шоколад.

 

Движение:

Сильное напряжение и постепенное расслабление кистей рук, стоп, спины, бедер, живота, лица, помогут снизить напряжение. Расслабление через напряжение. Самомассаж активных точек, так же поможет снизить напряжение – центр переносицы, концы челюсти, низ подбородка, позвонок на «холке», основание мочки уха, чуть ниже между большим и указательным пальцами с внешней стороны.

Другие приемы:

Закаливание – контрастный душ. Носите удобную одежду. Соблюдайте режим дня, сна и отдыха.

 

Желаю успехов!

 

 

 

Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Какие существуют виды буллинга?

Физический буллинг – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

Вербальный буллинг – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

Социально-психологический буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

Экономический буллинг – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

Кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев.

Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – суицид, совершенный из-за травли в интернете.

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности — что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

- психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

- социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

- семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести: зависть, месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания), самоутверждение в коллективе, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто», желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки: ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить; возвращается из школы подавленный; часто плачет без очевидной причины; ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни; нарушение сна и аппетита; синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Повод для травли может быть совершенно любой.

 

Жертва

            Чаще всего жертвами становятся дети: с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.); неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой; с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.); с низким интеллектом и проблемами в учебе;  «любимчики» учителей или наоборот изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

 

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек: с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других; стремящийся быть в центре внимания любой ценой; агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети, как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

 

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются, вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).

Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.

И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

 

Теперь хочется обратиться к детям:

Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт — снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.

Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.

Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

 

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать, и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

 

 

Выпускные экзамены – очень важный этап в жизни старшеклассника, который во многом определяет его будущее на несколько лет вперед.

По своей сути ЕГЭ сочетает в себе два экзамена – выпускной и вступительный. ЕГЭ требует знание всего учебного материала по предмету, а не отдельных тем и вопросов. Все это повышает его субъективную значимость для ребят. В этот период старшеклассники нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Как могут помочь родители в этот сложный период?

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать. На сегодняшний день школьники сдают два обязательных экзамена, остальные - по выбору (те, которые являются профильными для поступления на желаемое направление подготовки).

Некоторые школьники выбирают «запасные» экзамены на случай провала. Хорошенько обсудите, насколько возможно эффективно подготовиться по пяти и более предметам и действительно ли это увеличит реальные шансы поступления.

Считается, что главным условием успешной сдачи ЕГЭ является индивидуальная стратегия подготовки, поиск и использование тех приемов и способов, которые будут наиболее эффективны для вашего ребенка и позволят ему достигнуть наилучших результатов на экзамене. Следовательно, важно помочь в осознании своих сильных и слабых сторон.

Важно подсказать одиннадцатикласснику, как наиболее эффективно распоряжаться временем при подготовке к ЕГЭ. Можно совместно составить расписание подготовки и помогать его придерживаться. Обратите внимание на равномерность распределения усилий, ситуация «сегодня густо, а завтра - пусто» не лучшим образом сказывается на подготовке.

Очень важно понять, в какой помощи нуждается ваш ребенок. Кому-то нужна помощь в распределении тем для заучивания, кому-то в четком контроле в подготовке ЕГЭ, а кто-то, имея высокую самостоятельность, в этом не нуждается. Спросите: «Как я тебе могу помочь в подготовке и сдаче ЕГЭ? В чем тебе нужна моя помощь?».

Обязательно интересуйтесь тем, как проходит подготовка к ЕГЭ, какие трудности возникают, какие советы и рекомендации дают педагоги и репетиторы. Так вы сможете не только вовремя сориентироваться в вопросах помощи, но и ненавязчиво контролировать сам ход подготовки.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок сдал экзамен успешно. Однако помните, что нагнетание ситуации успеха не приносит!

Верьте в своего одиннадцатиклассника - и у него все получится!

 

 

Как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с обучающимися в школе используется сенсорная комната психологической разгрузки, которая работает на базе учреждения.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. «Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты – мягкого света, расслабляющей музыки – помогают детям максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон».

Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на органы чувств. Здесь есть сухой бассейн,  сухой дождь со светоэффектами, аппаратно-программный комплекс для коррекции речевых нарушений и многое другое. А большое количество различных поверхностей, отличающихся по форме, материалу и текстуре позволяет воздействовать на тактильные ощущения ребенка, несут развивающий и лечебный эффект.

В сенсорной комнате активно используется звуковая стимуляция – здесь звучит специальная музыка для расслабления, звуки природы, птиц, животных. Пребывание в сенсорной комнате раскрепощает ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, тренирует психомоторные функции, считают специалисты. Занятия здесь позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний ребенка, способствует снижению тревожности, развитию коммуникабельности.

«Основная наша задача на занятиях – научить ребят приемам снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции и самоконтролю, умению управлять своим телом и дыханием. Мы должны помочь детям сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях, обрести умение передавать свои ощущения в речи. Также на занятиях ребята учатся преодолению негативных эмоций по отношению к сверстникам, формированию мотивации к общению, развивают коммуникативные навыки».

 

 

Режимом питания и отдыха

Не нужно продумывать распорядок дня за ребенка – он в состоянии сделать это сам, но нужно проследить, что он достаточно ест и спит. Неделю перед экзаменом нужно кормить ребенка тем, что он любит.

Любит суши – заказывайте суши, любит шашлык – жарьте шашлык, благо поста пока еще нет. Любит блинчики – пеките блинчики. Последние несколько дней самые нервные, поэтому нужно хорошо питаться.

Время для подготовки

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Постарайтесь объяснить, что отдыхать, не дожидаясь усталости – важное средство от переутомления. Не приветствуются также и различные стимуляторы активности (кофе, крепкий чай, энергетики).

 Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

Прогулки на свежем воздухе

Заставлять нельзя, но попытаться стоит. «Добавьте в расписание дня 1-2 часа на свежем воздухе: велосипед, прогулка в парке, все, что ребенку нравится. Спорт, любая физнагрузка на воздухе снижает нервозность. А если не выходить из помещения, можно за месяц довести себя до депрессии.

Достижения

До экзамена всегда либо очень далеко, либо один день. И только накануне выпускнику становится, виден масштаб всей драмы: не выучил, не повторил, не успел и здесь, и тут. Возникает паника. Пресекайте панику на корню! Нельзя усугублять тревогу, вставлять свое «Мы тебя предупреждали!», ставить высокую планку, рассуждать о том, как важен высокий бал.

Важно успокоить ребенка и сконцентрироваться на успехе: «Смотри, ведь ты успел то и это, давай не будем настраиваться на плохое».

Вера в успех и право на ошибку

Родитель в первую очередь должен сказать ребенку, что он в него верит, что уверен, что он справится, но в то же время поймет, если что-то пойдет не так.

С одной стороны, нужно подчеркнуть веру в человека, с другой – его право на ошибку. И никаких «Не сдашь экзамен — пойдешь в дворники!». Неизвестно, как на ребенке скажется такое напутствие, особенно если он и вправду не сдаст.

Продумайте тайм-менеджмент

Поговорите о том, как распределить время на экзамене. У ЕГЭ и ОГЭ строгие требования в форме. И хотя учителя объясняют их много раз, каждый год некоторые школьники из-за волнения неправильно оформляют работу — в этом случае результат аннулируется.

Не туда поставил галочку, нарисовал зайчика на полях, и бланк считается испорченным. Это особенно обидно.

Те, кто хорошо подготовлен и уверен в себе, нередко не проверяют работу. Это иллюзия легкости: «я все решил, я пойду». Важно настроить человека на максимальную проверку.

Успокоительные

Большинство врачей не советуют применять медикаменты. Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребенку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить свое состояние сменой видов деятельности.

Помните – экзамен, это не только проверка знаний, это проверка характера, воли, силы духа. Полученный опыт поможет вашим детям в дальнейшем. Очень важно, что период сдачи экзаменов был полезным опытом и задача родителей – создать максимально комфортную, поддерживающую и спокойную обстановку.

 

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 

НОВЫЕ ПРАВИЛА

 

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

 

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

 

КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

 

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

 

 

 

13.11.2019г. в 7 «В» классе проводилась беседа с просмотром фильма «Человеческие пороки», а также с элементами дискуссии и ситуативного практикума «Как зависть душу разъедает». В ходе беседы обсуждались с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека. Как помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания. Ребята активно в группах рисовали символы к слову «зависть», после чего было обсуждение символов. Дети находили причины зависти.

Ребята активно приводили примеры, чему завидуют в реальной жизни люди: успехам одноклассников; чужим деньгам; соседям, переселившимся в новую квартиру; человеку, купившему машину; подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах; отличным оценкам одноклассника; ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

Также ребята вспомнили, как о человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы. «Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин). «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин). «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь). «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов).

В ходе обсуждения темы ребята пришли к выводу, что зависть – опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершенное преступление, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.

Подводя итог к вышесказанному, можно сделать вывод, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это не случайно. Мы уже убедились в том, что подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок, который нужно изживать, неустанно занимаясь самовоспитанием.

Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

В ходе обсуждения темы ребята пришли к выводу, что зависть – опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение преступления, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!