Информация для учащихся

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для учащихся

Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как как форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. Особый интерес в этом плане представляют издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка и пытаться поддержать его на расстоянии. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: Забыть о прошлых неудачах ребенка; Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенка; Избегать подчеркивания промахов ребенка; Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах; Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку; Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи; Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Чем Вы, родители, можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ? 1. Владением информации о процессе проведения экзамена. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. 2. Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы. Откажитесь от упреков, доверяйте своему ребенку. Поддержка родителей очень важна, поскольку ученику, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации. 3. Организацией режима. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы. Объясните ребенку: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний. 4.Участием в подготовке в ЕГЭ Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? Как помочь детям подготовиться к экзаменам Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите еу, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА

Психологические кризисы школьного периода вызваны изменениями в психических особенностях  детей при переходе с одной стадии развития личности ребенка на другую. Согласно психосоциальной концепции развития личности известного психолога Эриксона, существует четыре основных этапа формирования психики ребенка в школьном возрасте, (после периода младенчества  до 3-х лет):

Период перехода с дошкольного возраста (3-7 лет) к младшему школьному возрасту (7-11 лет). Это период социальной адаптации, когда ребенок отождествляет себя с другими, сравнивает себя с ними и поэтому болезненно переносит критику. Если родители сильно подавляют ребенка и не уделяют внимания его играм, особенно в возрасте 6-7 лет, это способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины. Если при поступлении  в школу и в первом классе он сталкивается с бестактным, чрезмерно властным (гиперопека), или равнодушным (формирующим комплекс "Золушки") отношением учителей и сверстников, у него начинает формироваться комплекс неполноценности, отчаяние, неверие в свои силы, робость, зависимость, слабоволие, потеря интереса к учебе. Либо, наоборот, ребенок с сильным характером начинает бунтовать, убегать из дому, делать все наперекор, стремится реализовать недозволенное. Этот протест - разновидность психологической защиты. Если при этом родители начинают его еще и ругать за это, такой комплекс может закрепиться на всю жизнь. Период перехода с младшего школьного возраста (7-11 лет) к среднему школьному возрасту (11-15 лет), когда детство сменяется отрочеством. Это период индивидуализации, растождествления себя с другими, формирования интереса к самореализации, к развитию своих способностей. На этом этапе важно воспитать чувство долга, мотивирующее ребенка к учебе и наряду с этим умело поддерживать у него интерес к учебе. Иначе у него может пропасть интерес и способности к дальнейшей актуализации своей личности. Неровное отношение родителей или педагогов, необоснованные наказания или высмеивания с их стороны с последующими искуплениями вины, невротизирует личность ребенка, делает его капризным, агрессивным, манипулятивным. Безнадзорность также вредит ребенку и часто приводит его в плохие компании. Нужно уметь придерживатья "золотой середины". Если ребенок становится "кумиром" семьи (другая разновидность гиперопеки), когда ребенком постоянно восхищаются и выполняют все его прихоти, это может сформировать завышенную самооценку, привести к истероидной (демонстративной) акцентуации характера, нарушить процессы адаптации и социализации и привести ко многим проблемам в отношениях с людьми в будущем. другая крайность, когда ребенком тяготятся, также приводит его к неврозам и озлобленности. Жестокое воспитание приводит к формированию садистских наклонностей, либо к лицемерию и угодничеству. Прививание ребенку повышенной моральной ответственности перед семьей (для оправдания надежд честолюбивых родителей) подавляет ребенка и приводит к формированию у него неврозов, навязчивых страхов, тревожности,  проблем во взаимоотношениях с окружающими. Период перехода со среднего школьного возраста (11-15 лет) к старшему школьному возрасту - кризис полового созревания (15-17 лет), когда отрочество (подростковый период) сменяется эпохой юности. На этом этапе всплывают все педагогические ошибки предшествующих периодов развития и воспитания ребенка. Это период самооценки и актуализации способностей. Если до этого момента у подростка сформировалась инициатива, самостоятельность, ответственность, доверие к миру, уверенность в своей полноценности и значимости, он находит себя, реализует свои способности и добивается их положительной оценки. Если нет - подросток не осознает своих целей и желаний, у него происходит регрессия к инфантильным детским иждивенческим реакциям. Наряду с этим возрастает непонятная ему тревожность,  опустошенность, чувство одиночества, растерянности, желания и в то же время неумения что-либо изменить. Появляется застенчивость, проблемы  в общении, чувство ущербности вызывает враждебность к окружающим, агрессию. Идентифицируя (сравнивая) себя с другими, он оценивает и формирует себя. Если родители и педагоги не обращали внимание на такие детские реакции как: немотивированный отказ от чего-либо, внезапная оппозиция, непомерное подражание какому-то кумиру, гиперкомпенсация своих недостатков (чрезмерное занятие спортом в ущерб интеллектуальному развитию, изнурительные диеты и т.д.), реакции эмансипации (бунта), стремление к излишнему группированию со сверстниками (по интересам),  хобби  с болезненной зацикленностью, странности в поведении (включая такие симптомы как болтливость, резонерство, позерство или агрессивность, нелюдимость и т.д.), гиперсексуальность, это приводит к патологическому развитию личности со всеми печальными последствиями в будущем. Период перехода со старшего школьного возраста (15-17 лет) к периоду взросления или поздней юности (17-25 лет). В этот период закрепляется самооценка, уверенность, либо неуверенность в себе. Формируется умение общаться и добиваться поставленных целей. Человек уже не боится обезличивания, он сознает свою индивидуальность, независимо от самооценки и оценки окружающих. Появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности  другими людьми. Если на предшествующих этапах развития были допущены ошибки, человек замыкается в себе, не умеет правильно общаться и решать свои проблемы. У него может сформироваться комплекс мизантропа,  неудачника и т.п.

После этого наступает этап зрелости, имеющий свои кризисные периоды, выходящие за рамки школьного воспитания.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и влияния процесса акселерации, эти периоды могут смещаться на год раньше, то есть проходить не в 7, 11, 15, 17 лет, а в 6, 10, 14, 16 лет.

Из сказанного следует, что на каждом  кризисном этапе развития ребенку необходима грамотная психологическая помощь, обеспечивающая необходимые консультации с родителями и педагогами. Отсутствие школьной психологической помощи в большинстве случаев приводит к непоправимым результатам, навсегда деформируя личность и закрывая для нее пути правильного развития характера и актуализации своих способностей, а также порождает различные психические отклонения и асоциальное поведение.

 

 

 

Памятка для выпускников учитывай:  неизбежность экзамена; реально имеющееся в распоряжении время; необходимость готовиться к нескольким экзаменам; отсутствие у семьи возможности пригласить репетитора; свои типичные ошибки; свои способы запоминания информации (надо проговорить или написать краткую схему, или объяснить кому-то, или выполнить у доски); «Как подготовиться к сдаче экзамена» «выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях» — позволяет выделить самое главное, систематизировать информацию, тренирует все познавательные процессы, учит аналитически мыслить; «чтобы снизить волнение, резко поверни голову направо» — это легко запомнить и выполнить, данный прием прерывает паническое состояние, активизирует левополушарные процессы (логику, анализ, выделение главного); «в дополнительных занятиях по алгебре сосредоточься на решении уравнений» — конкретизирует работу, тренирует многие учебные навыки; проверяй свой уровень знаний сам — открой учебник на тех страницах, которые вы проходили неделю назад, попробуй выполнить любое задание. Если получается, открой следующую тему и снова проверь себя. Если нет, листай назад, до того материала, с которым ты справляешься. Начинай подготовку к экзамену оттуда, где можешь опереться на свои твердые знания; контролируй свой режим — ты лучше всех знаешь, когда у тебя наиболее эффективно получается работать. Используй это время для занятий; проверь, знаешь ли ты типы заданий и алгоритм их выполнения, можешь ли их опознать — возьми любой список заданий по предмету (из пробного экзамена, из задачника, из Интернета) и назови про каждый: «это задание на…», «чтобы его выполнить, надо…»; проверь, взял ли ты на себя то, что зависит от тебя, — например, оплатить курсы могут родители, но действительно чему-то научиться на курсах можешь только ты. Новый материал рассказывает учитель, но задать вопросы о том, что тебе непонятно, можешь только ты. Сколько часов занятий осталось, зависит от расписания и режима, но как использовать эти часы — зависит от тебя. Проверь, не мешаешь ли ты сам себе. Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами: Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ОГЭ (ГИА)? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой; Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз; Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ОГЭ (ГИА): родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события; Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановке: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний; Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей; Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию; Используй такие формулы самовнушений: Я уверенно сдам экзамены. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и то-то.... Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным. Способы запоминания 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. 2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. 4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее. 5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего. 6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает. Условия поддержки работоспособности : 1. Чередование умственного и физического труда. 2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга. 3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги). 4. Минимум телевизионных передач, гаджетов! Что есть, чтобы становиться умнее? Ежедневное потребление необходимых витаминов и минералов помогает поддерживать организм в отличный форме. Особенно важны для улучшения физических и умственных способностей железо и витамины группы B. Железо содержится в таких продуктах, как: красное мясо, злаки и шпинат. Также неплохо иногда приготовить чили, т. к. в его состав входят говяжий фарш и фасоль. Витамином B богаты цельно-зерновые продукты, зародыши пшеницы, яйца и орехи. Рыбу и сою также следует включить в рацион, т. к. в них тоже содержатся элементы, улучшающие мозговую активность. Употребляйте больше жидкости. Следите за тем, что вы пьете. Сведите к минимуму потребление кофеина и сахара. Идеальными напитками для вашего мозга являются вода, фруктовые соки, молоко и богатый антиоксидантами зеленый чай. Приемы психологической защиты 1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет. 2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание. 3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость. 4. Мобилизация юмора. Смех - противодействие стрессу. 5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра». 6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занят

Кодекс поведения в конфликте

Кодекс поведения в конфликте. Пятнадцать правил:

1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.

Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хоро­шем настроении люди не кидаются друг на друга.

Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...»). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.

Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит:«Я чувствую себя обманутым».

Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите:

«Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».

5. Попросите сформулировать желаемый конечный резуль­тат и проблему как цепь препятствий.

Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.

При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.

7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступ­кам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».

8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претен­зий.

Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.

9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху — «родительская» или снизу — «детская») неэффективны.

Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять свое лицо».

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.

Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

11. Ничего не надо доказывать.

В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.

12. Замолчите первым.

Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытаитесь сделать единственное — замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!... Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего.

Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку! ... А чего ты нервничаешь, чего злишься?... Чего ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

14. Уходя, не хлопайте дверью.

Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».

15. Говори, когда партнер остыл.

Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обид­ное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

 

 

п/п

Направление деятельности

Ответственное лицо

Сроки

1

Получение запроса о работе с несовершеннолетним по определенной ситуации

Курирующий администратор

В течение дня

2

Анализ факторов опасности (поведения обучающегося, личностные качества), на основе имеющейся диагностики составление «психологического портрета» обучающегося

Педагог-психолог

 

В соответствии с определенными сроками

3

Доведение до сведения курирующего администратора «психологического портрета» обучающегося

По окончании работы

4

Разработка индивидуального маршрута помощи несовершеннолетнему

 

 

Педагог-психолог

Социальный педагог

Классный руководитель

Оперативно

5

Определение круга внешних лиц по оказанию помощи обучающемуся (медицинский работник, инспектора по охране детства, инспектор ПДН, сотрудник КДН и т.д.)

Педагог-психолог

Курирующий администратор

При необходимости

6

Оказание обучающемуся оперативной помощи в виде консультации, беседы, разговора

Педагог-психолог

 

7

Присутствие на административной планерке (пятиминутке)

В конце дня (при необходимости)

 

Как развивать мышление ребенка?

«Я думаю, следовательно, я существую»
— Рене Декарт

 

      Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще.

   Детское мышление, как и восприятие, внимание, память, имеет свои особенности развития. В младшем школьном возрасте оно занимает центральное звено в системе психических процессов. С развитием мышления происходит развитие и совершенствование не только этих процессов, но и интеллектуальных способностей.

   Мыслительная деятельность – незаменимая часть развития человека. Очень часто трудности, которые возникают в школе, связаны с недостаточностью развития основных мыслительных операций. Прежде всего, это анализ и синтез, обобщение, сравнение, конкретизация и абстрагирование.

     Реалии настоящего времени таковы, что существует огромное количество школьных программ, но, к сожалению не все способствуют тому, чтобы ребенок научился думать и размышлять. Поэтому в данном вопросе огромная роль возлагается на родителей, которые серьезно относятся к будущему своих детей.

   Многочисленные теории и концепции развития мышления позволяют сделать вывод о том, что помимо естественного развития и прохождения определенных стадий развития индивидуального мышления, его развитие можно стимулировать путем индивидуальной или групповой работы.

 

Полезные упражнения для развития мышления

 Чтобы помочь ребенку полноценно развиваться, необходимо создать для него определенные условия, сформировать вокруг него среду, которая будет стимулировать развитие. Формирование такой среды предполагает наличие набора упражнений, способствующих развитию.

Предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

1 «Анаграмма»

 Берется анаграмма (набор букв) и предлагается составить слово, не добавляя и не убирая ни одной буквы. Следует начинать с трех букв и в зависимости от успехов, добавлять анаграммы из четырех,  пяти, шести, семи букв. Можно усложнить задание, и ограничить выполнение определенным количеством времени.

Примеры:

1.ЙВО, ЙЛА, АБЛ, АЖП, ОЗВ, УКБ, ИРМ, ОТМ, АСД, ОБЛ.

2.ЯОДЛ, РУОТ, ЕНОБ, ИАПЛ, ААПЛ, ОЕРМ, ОКТС, ОРЩБ, ОЕТЛ, НУКТ.

3.АИЦПТ, ООСВЛ, ОАМЛС, БРЕОР, ОТМШР, ОЕЛСВ ААШПЛ, ОЕМСТ, АИЛДН, ААШШЛ.

4.УАРБЖД, УАККЖР, ООАРБД, ААККЗС, УАЬСБД, АИСЛПК, ЕУЗНКЦ, УАПРГП, ОООЗЛТ.

    Вы можете самостоятельно подобрать семибуквенные слова и путем перестановки букв создать собственные анаграммы. Например, это могут быть слова на определенную тематику.

2 «Составь слова»

 Предъявляется набор слов, особенностью которого является наличие пропущенных букв. Задача: как можно быстрее вставить пропущенные буквы так, чтобы слово обрело смысл.

Примеры:

1.         д-ло, к-ша, с-да, в-за, н-га, м-на, д-ля, к-ни, б-да, ч-до.

2.         п-л-а, м-ч-а, к-ш-а, л-в-а, с-м-а, в-с-ок, п-д-ак, п-р-а, б-л-он, с-г-об.

  Постепенно можно усложнять упражнение, добавляя более длинные слова и пропуская 3 буквы.

3 «Сравнение понятий»

   Необходимо подготовить пару слов и предложить найти сходства понятий, а затем различия. Обратите внимание, выделяется ли главный существенный признак сходства и отличия.  Например, в паре «утро-вечер» существенным сходством будет то, что это части суток. Ключевое отличие заключается в том, что «утро» — начало, а «вечер» — конец дня.

Примеры пары слов: утро-вечер, летчик-танкист, лыжи-коньки, ворона-воробей, поезд-самолет.

Усложните задание и предложите пары слов, которые изначально несравнимы, но не предупреждайте об этом.

Примеры пары слов: стакан-петух, река – птица, ветер-соль, кошка-яблоко, корзина-сова.

4 «Исключение понятий»

 Предложите набор из пяти слов. В этом наборе четыре слова должны быть объединены одним названием и только одно являться лишним. Задача: найти это лишнее слово и назвать (или написать), какое понятие объединяет четыре остальных слова.

Примеры наборов слов:

1.         Ива, клен, ясень, дерево, ольха.

2.         Сук, ствол, крона, дерево, ветка.

3.         Помидор, морковь, арбуз, огурец, капуста.

4.         Петр, Кирилл, Иванов, Иннокентий, Семен.

5.         Галка, сорока, воробей, птица, пингвин

5 «Раздели на группы»

Цель: рассортировать карточки, разделив их на группы и дать этим группам названия.

 Приготовьте карточки, на которых будут изображены различные предметы из разных тематических категорий. В этом могут помочь несколько наборов лото на разные темы. Можно использовать напечатанные или написанные от руки слова, обозначающие предметы.

 Вы можете взять несколько тем: например, музыкальные инструменты, мебель, городской транспорт, воздушный транспорт, садовые цветы, полевые цветы и т.д. Затем в каждую группу подбираете по 5 слов. Перемешайте все карточки.  Когда все приготовления закончены, приступаете к выполнению. Если ребенку сложно выделить узкие категории, предложите поиграть сначала с более общими понятиями: транспорт, цветы и т.д.

Упражнений для тренировки творческого мышления

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками. Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

http://www.marieclaire.ru/images/th/2083/4210/00f1/485@323@421000f145c3c48eabd65e11d9588047-NjBhYTA0Y2RkOA.jpg?time=596

 

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Упражнение 3

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет.

http://www.marieclaire.ru/images/th/2083/e024/3629/485@323@e02436293d63261449531ffc8b6fb9cf-MjBmZjc4MjVhMg.jpg?time=599

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

 

                                                                              Педагог-психолог:   Просвиркина Елена Михайловна

Используемый материал:

1. http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/stil-zjizny_razgovory/effektivnyie...

2. http://bambinostory.com/razvitie-myshleniya-u-detey/

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!