Информация для учащихся

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для учащихся

Здесь можно скачать различные полезные материалы.

Истерики. Что делать?

Истерика - верный способ быть услышанными. Не все родители знают, как вести себя во время спектакля: утешить, накричать в ответ? Так что же нужно делать, чтобы истерики прекратились?

1.     ПОДАТЬ ПРИМЕР

Дети часто впадают в ярость, когда у них что-то не получается: пирамидка рассыпалась, кулич треснул, песочный замок смыло волной. Малыш бросает игрушки на пол, машет руками, кричит. Многие родители пугаются, увидев своего ребенка в таком разъяренном состоянии. Но этого бояться не нужно, ведь, когда у нас что-то не получается, мы тоже сердимся. Ребенок не может все время улыбаться и быть послушным, просто пока он не умеет справляться со своей злостью. Покажите малышу всем своим видом и тоном, что катастрофы не произошло, и предложите: «Давай попробуем еще раз!»

2.    ПРЕДОТВРАТИТЬ

Приступ злости чаще всего настигает малыша в тот момент, когда его желания расходятся с реальностью. Помня об этом, постарайтесь предупредить его недовольство. Если вы обрисуете ситуацию заранее, шансов, что ребенок закатит истерику, будет гораздо меньше. Накануне похода в гости, можно сказать: «Вечером мы поедем к бабушке, но перед этим ты немножко поспишь». Перед тем как выключить телевизор, предупредите: «Скоро сеанс просмотра мультиков заканчивается». Прежде чем идти в магазин, проведите беседу: «Сейчас у меня нет денег, чтобы купить тебе даже шоколадку». Можно оговорить список покупок заранее,  например: «Сегодня я могу купить тебе что-то одно». Если ребенок забудется и положит в корзину машинку, фломастеры и жвачку, напомните: «Ты должен выбрать».

3.    НЕ ПУГАТЬСЯ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ

В общественных местах истерика срабатывает отлично. Когда ребенок начинает плакать на глазах у прохожих, многие родители готовы уступить. К трем годам малыш прекрасно понимает, где наше слабое место. Нередко родители признаются, что дома ребенок истерик не закатывает. Но стоит только переступить порог магазина, как он сразу же входит в роль. На людях родители чувствуют стыд и неловкость перед окружающими и быстрее идут на поводу у ребенка. К тому же дома выдержать истерику проще. Если вы предупредили малыша, что не можете ему ничего купить, а он все равно требует, сделайте вид, будто не замечает этого и продолжайте заниматься своими делами. Однако прежде чем напустить на себя маску равнодушия, обязательно скажите малышу, что вы его слышите и сожалеете, что он расстроился, но сегодня покупка невозможна. Как только он прекратит плакать, пусть даже на миг, чтобы набрать в легкие воздух, тут же «включитесь»: «Вот молодец! Пойдем выбирать подарок для бабушки».

4.    ТВЕРДО  ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРАВИЛ

Правила  детям жизненно необходимы. Они учат ребенка принимать в расчет реальность, а также мнение и чувства окружающих. Правила делают жизнь предсказуемой. Родитель должен заранее продумать, в каких случаях он может идти на уступки, но не в результате истерики, а до того. Главная задача родителей дать понять малышу, что он не всегда может получить то, что хочет. Правил не должно быть много, но они должны  быть нерушимыми и постоянными. Если ребенок знает, что никогда и ни при каких обстоятельствах он не получит сладкое до еды, он быстро понимает, что требовать конфету вместо каши на завтрак бесполезно.

5.    ОЗВУЧЬТЕ ЕГО ЧУВСТВА

Эмоции - это краски. Без них наша жизнь поблекнет так же быстро, как фотография на солнце. Малыш просто еще не знает, как эти краски называются. Именно поэтому очень важно, чтобы родители комментировали его чувства, причем как позитивные, так и негативные: «Ты улыбаешься - это радость!», «Сейчас ты расстроен, и я это вижу». Если мама и папа не замечают или игнорируют эмоции ребенка, он получает сигнал, что он им неинтересен.  Как следствие - у малыша может сформироваться запрет на выражение негативных эмоций, например таких, как агрессия. А ведь агрессия нужна не только для самозащиты, но и для достижений.

6.    УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ  ВНИМАНИЯ

Когда в семье несколько детей, истерики и приступы ярости становятся способом привлечь внимание мамы, которая проверяет домашнюю работу у старшего или кормит грудью младшего. В этом случае ребенка игнорировать нельзя. Плачем и капризами он пытается добиться маминого внимания, которого ему остро не хватает. Если в семье появился младенец, нельзя говорить старшему: «Ты теперь большой». Первенец не должен делиться игрушками или уступать младшему свою игровую территорию только потому, что его угораздило родиться на несколько лет раньше. В противном случае он начнет отстаивать свои права. Нужно постоянно напоминать первенцу, что его маленькие братик или сестричка еще ничего не умеют делать сами, поэтому им нужно уделять больше времени. Родители не должны лишать первенца приятных ритуалов, к которым  он привык, и хотя бы полчаса в день проводите с ним наедине. Без мобильного телефона, без телевизора, без компьютера.

7.    НЕ РУГАТЬ

Когда малыш чем-то недоволен, главная его задача - привлечь к себе внимание родителей. Ругать ребенка в момент истерики бесполезно, а после - вредно, ведь родитель тем самым признает, что этот метод воздействия имеет на него силу. По этой же причине во время приступа не нужно разговаривать с малышом, поучать или отчитывать его. А после скандала не надо при нем же пересказывать его «подвиги» бабушке или папе.  Когда приступ разразится, главное - оставаться безучастными, не давать воли эмоциям и не злиться в ответ. Подчеркните, что вы понимаете его чувства: «Я вижу, что ты расстроен, но сейчас мы гулять не пойдем. Когда ты успокоишься, можем вместе приготовить папе пиццу» - и тут же покиньте комнату, оставьте его одного. Как только плач стихнет, сразу возвращайтесь со словами: «Как здорово, что ты успокоился! Пошли на кухню, поможешь мне месить тесто!» или «Я так рада, что ты больше не злишься! Хочешь, посмотрим твой любимый мультик?»

8.    ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ЧАЩЕ

Дети должны получать родительское внимание тогда, когда ведут себя хорошо, а не тогда, когда кидаются на пол и бьются в истерике, требуя купить очередную игрушку. Хвалите ребенка за примерное поведение и добрые поступки. Похвала - самый мощный стимулятор. Чем больше мы хвалим детей, тем лучше они себя ведут. Если малыш без слез сумел объяснить вам, чего он хочет, подчеркните его успехи: «Ты сказал, что тебе нужно, и я сразу тебя поняла!», или «Видишь, как ты мне все хорошо объяснил!».  Но это, пожалуй, единственный способ дать малышу понять, что истерикой он не сможет добиться желаемого. Фразы «Ты молодец!» лучше избегать, потому что «молодец» - это тоже ярлык. Нужно помочь ребенку понять, почему он хороший .  Не потому, что так сказала мама или бабушка, а потому, что он уже умеет сам одеваться, заправлять кровать, ловить бабочек. Всякая похвала должна быть конкретной. Это важно для формирования здоровой самооценки ребенка.

9.    СЛЕДИТЬ ЗА ЕГО РАСПОРЯДКОМ ДНЯ

Задумайтесь, хорошо ли сегодня ел ваш малыш? Не устал ли он от долгой прогулки? Хорошо ли спал ночью? В возрасте 4-5 лет дети очень легко перевозбуждаются, и сильные эмоции тоже могут вызвать нервное истощение. Чем больше ребенок устает, тем больше капризничает. Если истерики участились, а плаксивость повысилась, есть смысл пересмотреть распорядок дня малыша. В период повышенной возбудимости необходимо перевести ребенка на щадящий режим: ложиться спать пораньше.

10.  ЛИШИТЬ ЗРИТЕЛЯ

Любая истерика, как и всякий спектакль, рассчитана на зрителей. Если ребенка в этот момент оставить одного, он мгновенно перестает плакать.  Малыш продолжает кричать только в том случае, если твердо знает, что спустя 5 минут родители не выдержат и зайдут к нему в комнату.

            И в заключении, Уважаемые Мамы и Папы, помните:

Дети, за каждым шагом которых следят, никогда не научатся принимать собственные решения.

Дети, воспитанные в атмосфере вседозволенности, никогда не научатся обуздывать свои желания.

Дети, страдающие от недостатка внимания родителей, устраивают истерики чаще других.   

Педагог-психолог: Чарыкова Е.В.

 

 

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке "неудачника", заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.
Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда "неподготовленные" родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.


Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.


Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.
Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, выполнение которых совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?"

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль и ветер", "Дудочка", "Штанга", "Винт", "Водопад" и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Подарок под елкой", "Драка", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки".

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики".

Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул" и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.

Подвижные игры

Упражнения на релаксацию и дыхание

"Дрока"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.

 

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

•"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

"Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. "Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации.

"Штанга" Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины. "Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

"Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук. "Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

"Шалтай-Болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".

"Винт"

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!"

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

"Косое и мяч"

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. "Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем играющие меняются ролями.

Игры, способствующие расслаблению

Следующие три игры позаимствованы из книги К.Фопеля "Как научить детей сотрудничать" (1998). Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

"Водопад"

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. "Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза". После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

"Танцующие руки"

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. "Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

"Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

 

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

 

"Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

"Смена ритмов" (программа "Сообщество")

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

 

"Зайки и слоники" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. "Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?..." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

"Волшебный стул" (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Игры за партами

Дыхательные упражнения ("Корабль и ветер", "Дудочка", "Воздушный шарик", "Подарок под елкой", "Драка") можно проводить на перемене, а также за партами во время урока или занятия в детском саду.

Для снятия нервного напряжения, которое может возникнуть у детей, например, после трудной контрольной работы, подойдет упражнение "Театр масок".

"Театр масок" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

"Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!" Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так:

"Все работали хорошо, особенно страшной была маска Bumu, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"

"Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Положите руки на парту, а голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!"

Достижение – удачное завершение какого-либо дела

             Успех –  1) удачное завершение какого-либо дела;

                           2) общественное признание

                                                                    Из толкового словаря Ожегова

   ФОРМУЛА УСПЕХА

                                                                                                                УСПЕХ

                                             САМООЦЕНКА    =     ПРИТЯЗАНИЯ

                                                                                      У. Джемс, амер. психолог

Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20–25 минут в день. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам). ·

 


*
Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить. ·
*
Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет. ·
*
Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается. ·
*
Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно. ·
*
Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам. ·
*
Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом. ·
*
Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается. ·
*
Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.
*
Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала. ·
*
Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.
*
Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.
*
Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые несколько превышают ваши возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.
*
Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.

источник http://shkola92.ucoz.ru

Советует психолог…

Для вас, РОДИТЕЛИ!!!

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учиться и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов.

Родители, которые помогают ребенку с домашними уроками, считают, что тем самым, помогают ему. Но если Вы вдруг себя поведете неправильно – слишком жесткий тон, строгий взгляд или слишком большая заинтересованность или невнимательность, могут снизить мотивацию. Здесь Вы найдете несколько советов для успешного учения, которые базируется на поведенческой психологии.

Почему у многих детей такая слабая мотивация?

У большинства детей низкая мотивация. Почему? Дело в том, что у них нет целей, которые бы придали их учебе смысл. Или нет убежденности смочь достичь эти цели. Или и то, и другое. Поэтому сидит непрошеный гость за партой. Здесь же и слезы, нежелание учиться, ярость и гнев. Родители отчаянно спрашивают: «Что случилось с моим ребенком?» «Что мы сделали неправильно?» Очевидно, не очень много.

Одной любознательности недостаточно.

Большинство способов повышения мотивации исходят из того, что все дети восторженно идут в школу. Ведь дети любознательны и стремятся к новым знаниям. Но любопытства недостаточно. У детей 100 000 вещей, на которые они могут направить свое любопытство. И они выбирают самые привлекательные. Латынь, немецкий, английский, математика, химия или физика не всегда среди них.

Но к сожалению, не все дети с интересом идут в школу. У некоторых детей есть расстройства. Они избегают учебных ситуаций, потому что им трудно и нужно напрягаться. А на уроке надо принимать участие, концентрироваться. Причинами таких учебных блоков можно минимизировать.

Каждый ребенок может быть замотивированным, если принять меры:

Сконцентрируйтесь на ребенке!

Ситуация 1. «Момент, мне нужно сначала понять задание,» - говорит мама и погружается в задачу. Ребенок чувствует себя брошенным и переводит внимание на другие вещи. Что можно сделать в этой ситуации.

Выбрать нужный тон для беседы.

Ситуация 2.

«Разве ты не видишь! Не хватает запятой!» Упрек ребенку, который сделал ошибку. Жесткая реакция демотивирует и убирает удовольствие от учебы.

Нет мотивации без похвалы.

Ситуация 3.

Похвалить кажется легко, но в действительности родителям сложно это сделать. «Супер!» или «Молодец!» могут очень сильно мотивировать ребенка. Но что нужно учитывать еще, если Вы хотите похвалить ребенка.

Не разрешайте с собой играть.

Ситуация 4

Каждый ребенок кажется беззащитным. Это «Я могу положиться на папу с мамой». Это идеально, ведь родители с самого первого дня запрограммированы на помощь ребенку. Как  с этим справиться?

Не поучать, а действовать.

Ситуация 5

Ребенок сопротивляется, а мама и папа только и поучают его. Не будет никаких последствий.

У мотивированных учеников есть цель.

Если не хочешь чему-то научиться, то ничего не будет получаться. Зачем стараться и преодолевать трудности? Если ребенку не хочется учить английский, он и не будет его учить. И родители говорят в таких случаях: «Ребенок смог бы, если бы только захотел!»

Вот не знаете только, почему они должны захотеть. Бесполезно говорить, что ребенок сам для себя решает, к чему у него интерес. Правильно думать: мы не будем давать волю случаю, хочет ли наш ребенок учить или нет. Мы сделаем всё, чтобы ему цель учебы стала важна.

Как же это сделать?

Новые цели появляются после достигнутых. У школьников работает например желание получить одобрение. Они делают домашнее задание и прилагают максиму усилий, чтобы завоевать расположение учителя и родителей. Если она получают это, то горды собой и работают дальше.

Значит ли это, что родители до 11 класса должны хвалить своих детей за выполнение домашней работы?

И да и нет.

 

Педагог-психолог МАОУ СОШ №41  Н.Н.Косцова

Для начала:

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. 2. Снятие страха у ученика – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. 3. Авансирование успешного результата. Это внушение ребенку уверенности в своих силах и возможностях. “У вас обязательно получится”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. 4. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”. 5. Персональная значимость – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” 6. Высокая оценка деятельности. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Есть дети, которые работая самостоятельно, чувствуют неуверенность, боязнь выполнить задание неправильно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Такими являются  проблемные ситуации, которые даются педагогом для поиска решения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

10.  Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня. На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья черного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.

11.  Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которой  каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе.

12.  Влияние и помощь одноклассников. Безусловно, почти для каждого ребенка, подростка в классе есть один-два значимых одноклассника. Именно они обладают способностью личностно запечатлеваться в сознании школьников. И в том случае, если эти лица являются значимыми для большинства в классе, учитель может обрести важнейший канал не прямого, а косвенного воспитательного воздействия на учащихся. К примеру, если ученик систематически не выполняет домашнее задание, учитель может попросить его школьного товарища, чьим мнением он дорожит, повлиять на него и помочь в подготовке к урокам. Таким товарищем не обязательно должен быть одноклассник.

13.  Поощрения стимулируют развитие положительных качеств личности. Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

При использовании похвалы необходимо придерживаться следующих правил:

1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

2. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.

Говоря о похвале, сразу напрашивается вопрос о педагогическом наказании.

Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.

Чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны, следует соблюдать следующие правила:

1. Наказание должно быть справедливым, т. е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога, а при полной уверенности в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.

2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.

3. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка.

4. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.

Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

 

 

Педагог-психолог МАОУ СОШ №41  Н.Н.Косцова

Правила жизни, выполнение которых ведёт к взаимопониманию:

  1.Ставь интересы других людей выше собственных.

  2.Будь, предан своей семье, избегай возможности предать её.

  3. Будь верен и надёжен.

  4. Уважая других людей, уважай себя.

  5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

  6. Воспринимай людей как равных себе.

  7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

  8. Умей прощать и не будь обидчив.

  9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

  10. Проявляй чуткость.

  11. Будь, уверен в себе и достоин своего дома.

  12.  Будь свободен ото лжи и обмана.

  13.  Умей контролировать свои желания и поступки.

  14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

  15. Стремись всё делать, как можно лучше.

Советы учащимся:

Учитесь слушать и слышать друг друга. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей. Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях. Делитесь своими радостями. Старайтесь их понимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!