Информация для родителей

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для родителей

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

    Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

    Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность – это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

    Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

     Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

  Нет таких родителей, которые бы не испытывали чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни, – с поступлением в школу. Это и для родителей не только новый жизненный этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё: режим дня, занятия и обязанности, взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.

  Маленькому человеку нелегко даже просто приспособиться к новым условиям, а уж достигнуть успехов, осваивая современные школьные программы, и вовсе сложная задача.

  Нельзя при этом забывать, что в любых условиях для каждого ребёнка очень важно постоянно получать поддержку и одобрение взрослых и чувствовать себя любимым. И совершенно очевидно, что родителям придётся приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решались бы безболезненно, грамотно и не отражались на физическом и психическом здоровье школьников.

  Наши советы и рекомендации помогут вам подготовить ребёнка к школе, организовать его домашние занятия, помочь ему освоить   школьную программу, избежать конфликтов в общении.

У всех нас есть друзья: мы ходим к ним в гости, общаемся, гуляем, вместе отмечаем праздники, помогаем и поддерживаем друг друга. Часто со многими из них мы знакомы и дружим ещё с детства.

Мы ценим дружбу и хотим, чтобы и у нашего ребёнка было много хороших и верных друзей. Но многие из нас даже не задумываются, что в приобретении друзей ребенок нуждается в нашей помощи. Дружба

включает в себя очень много вещей: внимание и уважение к другому человеку, к его мнению и характеру; сочувствие, помощь и поддержка; забота, доброта и щедрость; умение справляться со своим эгоизмом; секреты и тайны, горести и радости. Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.

Глаза в глаза

Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?

  1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
  2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
  3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей

(пусть и схематично) - это сделает его более наблюдательным к окружающим.

  1. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим. Как утверждал американский философ Эмерсон, «единственный способ иметь друга - научиться самому быть другом». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!»), но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
  2. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться - ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.
  3. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).
  4. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».
  5. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.
  6. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают, как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.
  7. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы:

рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни.

  1. Периодически устраивайте общие игры с другими детьми: приглашайте их к себе домой, играйте на улице, ходите вместе на прогулки, в театр или зоопарк, друг к другу в гости, на праздники и дни рождения. Часто, подобные детские отношения перерастают со временем в долгую и крепкую дружбу. Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте вместе с ними - вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и если заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как лучше было поступить.

ВСПОМНИМ ДЕТСТВО!

Учить детей дружелюбию можно (и нужно!) в игре. Ведь это их стихия! Играя, дети расслабляются, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а стало быть, лучше «впитывают» все то, что им говорят родители. Малышам, например, можно показать кукольный спектакль, где один персонаж будет упрямым и вредным, а другой - добрым и отзывчивым (только не забудьте про мораль: победить должно добро!). Обязательно вовлекайте в игру и вашего мужа (можете даже передать ему инициативу); по мнению психологов, самых хороших результатов в обучении достигают семьи, где папа хотя бы 15 минут в день играет с ребенком. Причем

«мужская составляющая» в равной степени важна как для мальчиков, так и для девочек.

Ребенка постарше можно обучить игре в гандбол, волейбол, прыжкам через резинку и пр. - то есть всему тому, что вам когда-то самим нравилось в детстве. Не ведите себя чопорно, «по-взрослому», - позвольте себе вспомнить детство! Чем азартнее и непосредственнее вы окунетесь в игру, тем увлекательнее покажется процесс вашему чаду, и он непременно расскажет о нем сверстникам. А значит, в следующий раз он уже не будет отсиживаться дома в одиночестве, а отправится гулять с детьми.

Кстати, в процессе игры вы сможете подкорректировать и некоторые изъяны характера ребенка. Например, если он зашуган, привык беспрекословно слушаться взрослых, предложите ему придумать собственные правила и играйте по ним - это разовьет в нем инициативность и смелость. Идеальны для робких детей занятия танцами, театральная студия - это их раскрепощает, помогая тем самым сблизиться с окружающими. Если, напротив, ребёнок отличается вздорным, импульсивным нравом, обязательно напомните ему, что поведение игроков должно соответствовать правилам и

что любые проявления агрессии недопустимы (можно даже придумать систему штрафов вроде лишения мороженого и конфет за упрямство). Приструнить его несложно, отдав, например, в футбольную секцию - ребёнок волей-неволей научится считаться с правилами и с мнением других людей.

При обучении ребёнка дружбе и общению с другими детьми, проявите терпение, рассудительность, спокойствие и доброжелательность - малыш сможет научиться и у него будет много хороших и верных друзей.

 

   В последнее время многие испытывают тревогу и страх, стресс и напряжение из-за нестабильности мира вокруг: неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, всевозможные экономические потрясения, накаленная политическая обстановка побуждают нас опасаться за собственное будущее на уровне инстинктов. Естественно, это отражается на самочувствии, душевном и физическом, и каждый день мы можем находиться во власти негативных эмоций.

   Но, как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие». Мы тратим слишком много времени, пытаясь контролировать то, над чем не властны. Так что предлагаем «пакет антикризисных мер»: простые упражнения, которые помогут расслабиться, забыть обо всех невзгодах и ощутить то самое желанное спокойствие.

   Сегодня предлагаю попрактиковать упражнение "Прививка от страха".

Начните прямо сейчас с выбора трех самых стрессовых или причиняющих наибольшее беспокойство задач в вашей карьере или личной жизни. В текущей ситуации это может быть страх остаться без работы, без средств к существованию или боязнь не контролировать свою жизнь. Запишите их. Затем выполните мысленную репетицию ситуации, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас рабочих или личных проблем. Наблюдайте и ощущайте себя в этих условиях. Помните, что крайне важно, чтобы вы ощущали дискомфорт, страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы освободиться от фобий, боязни фиаско и вредных привычек. Страх, которого вы стараетесь избежать, может превратиться в фобию.

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.

  • Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?
  • Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:

а) физические ощущения;

б) мысли или образы;

в) внутренний диалог.

   Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не бежит от нее». Ваши мозг и тело отключат реакцию «сражаться или бежать» и обеспечат вам более спокойный, сосредоточенный уровень энергии. Записывайте любые изменения, которые заметите в течение 30 секунд мысленной репетиции. Как изменялось ваше дыхание, сердечный ритм, мышечное напряжение, мысли и чувства?

    Повторяйте описанное выше мысленное упражнение применительно к любой из трех ваших самых стрессовых ситуаций каждый день в течение одной недели. Вскоре вы выявите свои рутинные реакции (в том числе в виде дрожи в коленях) и узнаете, когда они возникают вероятнее всего. По мере того как вы будете вырабатывать уверенность в себе, беритесь за более пугающие ситуации.

 

 

 

 

1.Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.Ясно определите, что вы хотите от ребенка  (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

  1. Предоставьте ребенку самостоятельность,  не контролируйте каждый его шаг.

4.Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5.Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6.Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8.Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9.Воспитание - это последовательность целей.

 

Для родителей:

 

  • Дети учатся жизни, которой  они живут.
  • Если детей критиковать, они учатся обвинять.
  • Если дети видят враждебность, они учатся драться.
  • Если дети живут в страхе, они учатся бояться.
  • Если детей жалеть, они учатся жалеть себя.
  • Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.
  • Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть.
  • Если детей стыдить, они учатся
  • чувствовать себя виноватыми.
  • Если дети живут в атмосфере терпимости,
  • они учатся быть терпеливыми.
  • Если детей подбадривать,
  • они вырастают уверенными в себе.
  • Если детей хвалить, они учатся ценить.
  • Если детей одобрять, они учатся нравиться себе.
  • Если детей принимать такими, какими  они есть,
  • они учатся видеть в мире любовь.
  • Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.
  • Если дети видят честность и справедливость, они узнают, что такое, правда и справедливость.
  • Если дети растут в безопасности, они учатся верить в себя и  в тех, кто их окружает.
  • Если дети живут в атмосфере дружелюбия.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей взрослых является развитие толерантности у подрастающего поколения, т.е. умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

 

 

 

Толерантность – это  терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно:

  • не  обижать его
  • выслушивать его мнение и считаться с ним
  • уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости
  • уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов
  • нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам

 

Главные ошибки родителей:

 

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается.
    Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

 

Правила воспитания толерантной личности

 

1.Учитесь   слушать  и   слышать   своего   ребенка.

2.Постарайтесь   сделать   так,  чтобы   только   вы снимали    его    эмоциональное   напряжение.

3.Не запрещайте  детям  выражать отрицательные эмоции.

  1. Умейте  принять  и любить  его таким, каков он есть.

5.Повиновение,  послушание и исполнительность будут там,  где они предъявляются разумно.

 

Самый распространенный миф об отцовстве состоит в том, что все мужчины мечтают о сыне. Конечно, все мальчишеское заведомо понятно и близко для папы, поэтому с мальчиком отцу в некоторых вопросах может быть проще. Однако ничто не сравнится с тем, чтобы быть папой девочки. Дочкам, кстати, мужская забота и ласка просто необходимо для того, чтобы вырасти настоящей женщиной с «правильными» женскими ценностями. Растить девочку и мальчика, конечно, нужно по-разному. И если с сыновьями папам все и так понятно, то к дочкам нужно «прилагать инструкцию».

Специально для пап, которые воспитывают дочерей, написаны эти 25 правил.

1.Если дочь хочет что-то сказать – выслушай ее, даже если это будет просто что-то банальное. Сколько бы лет ей не было, цени моменты, когда она хочет чем-то поделиться.

2.Ежедневно говори ей о том, что она красива. Замечай детали ее внешности, заваливай комплиментами. Девочка должна расти с уверенностью в своей привлекательности.

3.Не беспокойся о том, что не получится сохранить близкие отношения с дочерью, потому что девочки всегда ближе к мамам. У мамы свои функции, а у папы – свои, и теплые отношения с папой для девочки важны ничуть не меньше, просто они будут совсем другими.

4.Не кричи на дочь и, тем более, не наказывай физически. Грубое обращение со стороны отца для девочки – травма на всю жизнь, которая может стать причиной проблем в отношениях с мужчинами в будущем.

5.Если не сдержался и повысил голос – попроси прощения, признай свою неправоту.

6.Балуй дочку, не бойся испортить ее игрушками или подарками. Однако приучай ее правильно пользоваться материальными благами и избавляться от того, что уже не пригодится.

7.Будь с дочкой джентльменом, чтобы она рядом с папой чувствовала себя принцессой. Даже если дочь уже выросла, ей важно иногда снова чувствовать себя маленькой девочкой, получать отцовскую заботу и внимание.

8.Девочке очень важен физический контакт. Ее в буквальном смысле нужно носить на руках, обнимать при любой возможности.

9.Часто девочки интересуются «мужскими» занятиями. Маленькая дочка может рваться вместе с тобой собирать мебель или чинить машину. Не ограничивай ее, ведь для нее помогать папе – большая честь и повод для гордости.

10.Придумайте какое-то совместное занятие, которое станет вашей традицией. Это может быть игра, в которую дочь играет только с папой (например, бой подушками), или что-то из повседневных домашних дел: прогулка с собакой, утренняя зарядка или причесывание после купания. Главное – чтобы вы всегда делали это вместе.

11.Будь для дочки всегда опорой и защитой, независимо от ее возраста и проблем. Защищай ее и от хулиганов в песочнице, и от несправедливых учителей в школе. Даже став взрослой и находясь вдали от дома, девочка должна чувствовать, что папа может вытащить ее из любой переделки.

12.Обычно папы – не любители делать уборку. Тем лучше именно тебе приучать дочь к порядку и, превозмогая себя, вместе с ней ликвидировать бардак в комнате.

13.Держи себя в руках при походах с дочерью в поликлинику на осмотр или прививку, или к стоматологу. Люди в белых халат хотят только добра, даже если своими действиями причиняют дочери боль. Девочке вообще не помешало бы научиться терпеливому отношению к разным врачебным манипуляциям – во взрослой жизни это точно пригодится.

14.Находи время и возможность на то, чтобы сходить с дочерью куда-то только вдвоем. Театр, цирк, детский парк развлечений или кафе-мороженое – не важное, главное – чтобы это было только ваше время.

15.Никогда не противопоставляй себя маме, не отменяй ее запретов и вообще действуй согласованно с супругой. Дочке очень важно чувствовать, что родители «из одного лагеря».

16.Посвящай дочь в свои интересы. Не исключено, что девочка будет всерьез интересоваться хоккеем или автомобилями.

17.Не запрещай девочке плакать. Слезы – это абсолютно нормальная реакция на стресс, тем более для девочки. Позволяй девочке вволю наплакаться на твоем плече и цени, что в эти моменты она хочет быть рядом с тобой.

18.Рассказывай дочери сказки. Пусть спокойное чтение сказок останется маме, ведь отцам ближе импровизация. Рассказывай сказки на свой лад, придумывай новых героев, делай это смешно. Папины сказки дочка будет помнить всю жизнь.

19.Не воспринимай дочь как хрустальную вазу. Девочки не меньше мальчиков любят носиться, сдирают коленки, скачут на батуте, лазают по деревьям.

20.Будь авторитетом для дочки. Девочка обязательно должна уважать отца, а другие члены семьи должны помогать поддерживать твой авторитет перед ребенком.

21.Обязательно хвали девочку. Повод для похвалы найти не трудно: даже если дочка не достигла совершенства в своем занятии, всегда можно похвалить за усердие. Самое главное: хвали дочь искренне, а не “для галочки”. Дети не переносят вранье и лицемерие.

22.Позволяй ей самой выбирать себе одежду и решать, в чем пойти. Главное, чтобы наряд был по сезону, в остальное отцу лучше не вникать.

23.Учись застегивать многочисленные пуговицы, кнопки, молнии, делать хвостики и отличать «перед» и «зад» у платьев и кофточек. Иногда тебе придется одевать дочку или помогать ей с одеванием.

24.Умей хранить дочкины секреты, ведь самое ценное – это доверие ребенка.

25.Не забывай, что дарить цветы на праздники теперь нужно не только жене, но и дочурке, даже если ей всего 2 года.


     Родителям может казаться, что дети совсем не хотят их слушать, но это не так: во время сложных периодов в учебной деятельности им особенно нужна ваша поддержка и забота. Делимся советами о том, как помочь школьнику почувствовать себя лучше.

  1. Не учите их не ошибаться — учите их делать выводы. Вы можете думать, что ребёнок занимается чем-то совсем не тем: например, выбирает неподходящую профессию или поступает в неправильный вуз. Мы стремимся уберечь наших детей от трудностей: у нас больше опыта, значит, мы знаем, как лучше. Но попробуйте дать подростку право совершать свои ошибки, покажите ему, что на них можно учиться, делать выводы и идти дальше. Этот урок он усвоит на всю жизнь — даже если сейчас ему непросто.
  2. А когда можно настаивать? Конечно, бывают моменты, в которых ребёнку необходимо ваше твердое слово. Если вы видите, что ваш ребенок не доводит дело до конца без внешнего стимула — мотивируйте его, показывайте, что он способен справиться с любыми трудностями, а вы всегда будете рядом.
  3. Помогите ребёнку найти себя в учёбе. Нам может казаться, что дети не хотят думать о будущем, но это совсем не так: на самом деле, они растеряны, и эта растерянность порождает фрустрацию. Попробуйте открыть своему ребёнку больше карьерных и образовательных возможностей, покажите ему, что будущее совсем не такое страшное, каким оно кажется. Вот увидите: ему станет гораздо комфортнее с собой, а самоопределение - важная часть становления личности.


Памятка родителям:

не допустить суицида!

Ребенок может прямо говорить о суициде, рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Если человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы и может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Уважаемые родители!

Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.

 

Наша самооценка, как стены дома, строится из маленьких кирпичиков.

Это могут быть неудачи, победы, воспитание, отношения с родителями, сила воли, убеждения. И, конечно же, немалое место здесь занимает мнение окружающих.

Например, общество диктует, что и когда должна делать женщина

 Слишком ярко накрасилась – сотри.

 У тебя синяки под глазами – закрась.

 Не будь такой глупой.

 Не умничай.

 

Любая попытка соответствовать общественным стандартам приводит к заниженной самооценке. Мы стараемся для кого-то, но в тот момент не чувствуем себя комфортно.

 

-  Как, учитывая это, воспитать ребенка, чтобы на него не давило мнение окружающих, а самоценность помогала быть уверенным в себе и в своих силах?

 

«Будьте наставником, а не надзирателем» — отличная стратегия для родителей, желающих воспитать счастливых детей. 

 

- Не ругайте за очередную провинность, а попробуйте посмотреть на мир глазами ребенка. 

 

- Проявляйте заботу, хвалите за стремление сделать лучше какое-то дело, а не только за отличный результат.

 

-  Воспитывайте внутреннюю, а не внешнюю мотивацию. Личностный рост, укрепление здоровья, дружба ценнее богатства, славы, власти и популярности.

 

- Развивайте у ребенка гибкие навыки, чтобы он имел критическое мышление, был уверен в своих силах и умел аргументированно отстаивать свою точку зрения.

 

 

Читаем нотации вместо того чтобы подавать пример

 

Для детей поведение родителей – пример для подражания. Ребенок впитывает то, что видит каждый день. Если перед ним будет выбор – поступить так, как говорят родители или следовать тому, как поступают они сами, то он выберет второй вариант. Если родители допускают грубые выражения, то не стоит удивляться тому, что дети в играх и общении используют ненормативную лексику.

В памяти человека откладываются с раннего детства два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому стоит регулярно демонстрировать детям такое поведение, которое вы от них ожидаете.

Например, если вы требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда поддерживайте порядок. Кстати, если вы хотите о чем-то попросить своего ребенка, то это и должно звучать как просьба, а не как приказ.

Критикуем второго родителя

Что делать, если у мамы и папы разные взгляды на воспитание?

Даже если супруги не в ладах друг с другом, стоит воздерживаться от того, чтобы в присутствии ребенка говорить о муже / жене. Ребенок становится заложником родительских конфликтов – это ухудшит его психическое состояние, пошатнет чувство защищенности, наконец, он просто испугается. Из-за этого дети не могут выбрать одной линии поведения, сформировать собственные нравственные принципы. Супругам необходимо договориться, какие методы воспитания они оба считают неприемлемыми, и придерживаться этого правила.

Когда в семье нет единых требований к ребенку, это обязательно скажется на его внутреннем мире. Когда один разрешает, а другой за это ругает, у малыша не формируется четких понятий о том, что хорошо и плохо, что можно, а что – нельзя. Это может вызвать повышенную тревожность и проблемы со здоровьем: страхи, неврозы, депрессии, ведь ребенок постоянно находится в неопределенности и ожидании – накажут или похвалят его за конкретный поступок? Или, наоборот, малыш учится хитрить и манипулировать. Папа наказал за проступок – мама пожалеет и выполнит желаемое.

Что делать, если родители имеют разные взгляды в вопросах воспитания? Проговаривать, обсуждать разные точки зрения сразу, не накапливая негатив.

Ругаем за оценки

Оценки – вещь субъективная: одному ребенку учитель может приподнять балл, другому – занизить. Непрофессионально, но очень по-человечески.

В причинах двойки надо разобраться, прежде, чем выносить «приговор». Ребенок мог растеряться на контрольной, не выспаться, перенервничать, его мог отвлечь или сбить с толку сосед по парте. Поэтому единичная двойка совершенно ни о чем не говорит, нужно постараться охватить всю картину разом, поговорить с учителем, присмотреться повнимательнее, как ребенок делает уроки, и знает ли он на самом деле тему, которую с треском провалил.

Ваша реакция может отозваться по-разному. Она может помочь ребенку захотеть все исправить и показать, что провалы случаются у всех и это – не повод складывать руки, а наоборот, хороший стимул стремиться к лучшим результатам. А может окончательно убить в нем желание учиться и понизить самооценку. Вспомните себя в возрасте ребенка и встаньте на его сторону. Оценки, в конце концов, исправить проще, чем отношения.

Делаем все за ребенка

Зачастую, родители жалуются: «Без моей помощи он не может зашнуровать ботинки», «Я складываю все учебники в ранец, как он мог забыть книгу по математике». Так ребенок становится пассивным и понимает, что ему незачем лишний раз напрягаться.

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве Французский прозаик и драматург, когда малыш постоянно ломает или портит игрушки, пачкает одежду, а вы снова покупаете новое, чините или чистите ее, пора остановиться и подумать. Часто родители не верят в силы ребенка, в то, что он может самостоятельно подготовиться к школе или аккуратно разложить свои вещи. Вам стоит контролировать этот процесс, иногда помогать, но не делать все за него.

Когда родители приходят в садик за ребенком, и наблюдают, как он медленно переодевается, они, как правило, не выдерживают и со словами «Давай быстрее!» начинают делать все сами. А потом жалуются: «Он у меня растет такой несамостоятельный, не может сам ни обуться, ни разуться». Лучше сейчас выделить лишние 10 минут времени и терпения на то, чтобы он научился это делать сам, и радоваться всю оставшуюся жизнь.

Сравниваем ребенка с его сверстниками

Под руководством сравнивающих родителей у ребенка с детства начинает формироваться комплекс неполноценности, синдром «неудачника». Он замыкается в себе, начинает думать, что у него все равно ничего не получится, заранее программирует себя на неудачу и поражение, перестает верить в свои силы и успех. Кроме того, часто такой подход разрывает связь «родители-ребенок», нарушает доверие к самым близким людям. Малыш начинает думать, что его будут любить, только если он станет таким же, как сверстники.

Если в семье растут несколько детей, то постоянное сравнение может привести к ссорам, ревности и недопониманию между ними в будущем. В такой ситуации лучше хвалить детей за их собственные успехи, тем самым пробуждая желание стать лучше и добиться большего.

Лучше сравнивать ребенка с самим собой: например, хвалить его за рисунки, говорить, что сегодня у него получилось намного лучше, чем вчера. Это вызывает желание совершенствоваться и достигать новых вершин.

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!