Информация для родителей

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для родителей

Позаботьтесь о базовых вещах. Убедитесь, что ребенок вовремя ложится спать, сбалансировано питается, и каждый день гуляет. Так ему будет намного легче переносить и эмоциональные нагрузки.

Будьте эмпатичны. Попросите ребенка рассказать о его страхах и тревогах, связанных с возвращением в школу. Выслушайте его, не перебивая, и проявите участие, даже если эти проблемы кажутся вам мелкими и незначительными. Постарайтесь устраивать такие разговоры каждый день, например, перед сном.

Разработайте план действий. Придумайте вместе с ребенком, как можно разобраться с его школьными трудностями. Например, если он не ладит с одноклассниками, обсудите, как можно исправить отношения (и стоит ли это делать).

Сфокусируйтесь на позитиве. Каждый день просите ребенка рассказать, какие три вещи ему сегодня доставили удовольствие в школе. Еще лучше – записывать их, а потом перечитывать, это поможет выработать оптимизм.

Следите за собой. Прислушайтесь к себе: возможно, это вы тревожитесь из – за школы, а ребенок просто «зеркалит» ваши чувства. Выпишите свои опасения на бумагу, при необходимости проговорите их с психологом. Ребенку вы должны транслировать уверенность в том, что школа – безопасное место, а все проблемы вы совместно решите.

 

Стресс и нагрузки в школе не могут не сказаться на самочувствии ребёнка и его психологическом состоянии. Одно из следствий этих сложностей — повышенная тревожность.
Тревога — это врождённая способность человека. Она позволяет почувствовать возможную опасность. В состоянии тревоги активизируется вегетативная нервная система, возникает внутреннее напряжение — это сигнал, что нужно срочно позаботиться о себе. Также это индикатор, позволяющий определять свои предпочтения, понимать, что нравится или не нравится. С этой позиции тревога — хороший помощник человека.

Но если тревоги становится очень много и человек не обращает внимания на ежедневные сигналы, это может привести к бессоннице, головной боли, нервным срывам и другим неприятным состояниям.
Причины тревоги могут быть самыми разными, но, безусловно, на первом месте — постоянный стресс и сложные непредвиденные ситуации.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения ребёнка, то тревожность — устойчивое состояние.

Тревожность у школьников

У школьников может наблюдаться так называемая школьная тревожность, которая связана именно с успешностью и состоятельностью в учебной деятельности.

Для учащихся важно:

  • иметь успехи в учёбе; 
  • быть включёнными в жизнь класса;
  • иметь позитивные коммуникации с одноклассниками;
  • иметь хорошие, бесконфликтные отношения с учителями.

При дефиците в какой-то из этих сфер у школьника может возникать тревога. 
Если тревожных ситуаций накопилось достаточно много, то состояние ситуативной тревоги может трансформироваться в тревожность как качество личности. У таких детей преобладают пессимистические установки: ожидание неуспеха, неудач, неприятностей, снижение активности. И школьник начинает действовать по принципу «лучше ничего не делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию». Всё это приводит к торможению развития ребёнка, искажению самовосприятия и самооценки.
Больше всего беспокойства по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, ведь для них школа — это пока ещё новый неизведанный мир со своими правилами. В младшей школе причинами возникновения тревоги могут быть отметки, замечания, страх наказания за плохие оценки, конфликтные отношения с одноклассниками. Но если процесс адаптации выстроен верно и школьник успешно справился с этими сложностями, то тревога нормализуется к концу года. 
В подростковом возрасте наличие тревоги по отношению к школе может стать сложившейся личностной особенностью. А подростковый кризис только способствует повышению школьной тревожности.

Проявления тревожности у школьников

Ухудшение соматического здоровья. Это самый яркий признак, характерный для всех возрастов. Дети начинают часто болеть и, соответственно, часто пропускать школу. У них появляются «беспричинные» головные боли, боли в животе. Часто это бывает перед какими-то ответственными мероприятиями: проверочной работой или контрольной.
Появление раздражительности, агрессивности. Этому тоже может быть причиной школьная тревожность. Ребёнок становится излишне обидчив, огрызается даже на самые, казалось бы, безобидные фразы. Все это свидетельствует о высоком внутреннем напряжении и эмоциональном дискомфорте.

Рассеянность внимания. Есть дети, которые становятся рассеянными и не могут сконцентрировать своё внимание на выполнении задания. Они только физически присутствуют на уроке, а на самом деле находятся в своих мыслях и мечтаниях, которые позволяют им избегать беспокойных моментов, касающихся школьной жизни.

Нежелание ходить в школу. На фоне сниженной мотивации это, безусловно, является признаком того, что ребёнку дискомфортно в школе. В подростковом возрасте это может приводить к тому, что он начинает прогуливать отдельные уроки или вообще не ходит в школу.

Как могут помочь родители

Родители со своей стороны обязаны создать благоприятную, психологически комфортную среду дома, чтобы школьник чувствовал себя безопасно и расслабленно — это хороший ресурс и поддержка для ребёнка. Для этого необходимо обращать внимание на ряд важных моментов. 

  • Нужно выработать в семье единые требования, которые предъявляются к ребёнку, чтобы не возникало противоречий между папой и мамой — у детей это вызывает дополнительную тревогу.
  • Важно быть последовательными в своих действиях с ребёнком. Если вы приняли решение, то необходимо его выполнить. Если изменили своё мнение, расскажите о причинах.
  • Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка: ходите на родительские собрания, будьте в курсе того, что происходит в школе, чтобы ваш интерес делами ребёнка не был стихийным.
  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Учите его быть оптимистичным, в любой ситуации искать плюсы, чаще улыбайтесь.
  • Если в семье ожидаются какие-то перемены, готовьте ребёнка к ним заранее. Детям важна ясность и последовательность. Им легче ориентироваться, когда есть определённые правила — тогда возникает ощущение безопасности, тревоги нет. Поэтому необходимо заранее рассказывать о предстоящих изменениях, объяснять, что ждёт ребёнка, будь то переезд, рождение младшего и т. д., чтобы он был психологически готов к этим событиям.
  • Если тревоги и страхи ребёнка сильны и влияют на его деятельность, то необходимо проконсультироваться с психологом.

Важно понимать, что полностью избежать тревоги по отношению к важной для себя деятельности невозможно. Значимо то, как ребёнок преодолел трудности, приобрёл свой положительный опыт, который поможет ему в дальнейшем справляться со сложными ситуациями не только в школе, но и во взрослой жизни. И здесь задача взрослых, тех, кто рядом, — бережно сопроводить ребёнка в этом процессе.

Дети, порой, бывают, жестоки и неблагодарны. Давайте попытаемся понять, в чем проблема такого отношения: гены, воспитание или характер?

Чрезмерная любовь.

Самый простой путь, чтобы вырастить неблагодарного ребенка – это с детства во всем ему потакать. Это значит – решать за него его проблемы с ровесниками и во всем его баловать. Повзрослев, такое «чадо» легко перешагнет через того, кто в нем «души не чаял» и пойдет дальше.

«Маленькие детки – маленькие бедки. Не стоит увлекаться в воспитании детей «сюсюканьем» и «муси-пуси», а то потом сядут на шею и ноги свесят!». И с этим трудно не согласиться. 

Вредные привычки родителей.

К сожалению, не все дети растут и воспитываются в благоприятной среде. Нередки случаи, когда родители не могут справиться со своими пагубными привычками, вследствие чего страдают дети. В детстве родители для них – самые лучшие в мире. А знаете почему? Потому что дети не осознают, где добро, а где зло. 

Они неосознанно копируют модель поведения родителей. К примеру, если папа много пьёт, кричит на маму, унижает и не считается с её мнением – то, скорее всего, ребёнок вырастит точной копией.

Так как он воспитывался в той среде, где подобные действия считались нормой. Родители в ответе за будущее поколение, ребёнок не может родиться плохим – таковым его делает окружающая среда.

Как следствие, при первой же возможности взрослые дети убегают из родного дома, пытаются жить самостоятельно. Ведь там их никто не ждёт – лишь пьянки и скандалы. И как итог: в старости такие мама и папа вряд ли дождутся «стакан водички». Как говориться: «Что посеешь, то и пожнешь».

Диктатура родителей.

Такие родители или полностью равнодушны к своему ребенку, или крайне требовательны. Есть и такие «деятели», которые рассматривают его, как какой-то проект – делают денежные вложения, вкладывают время и силы. Словом "лепят" из него все, что им захочется.

Но дети – это не кусок пластилина. Это – отдельный мир, со своими желаниями и характером. Взрослые об этом не всегда помнят. И когда ребенок демонстрирует свой протест, родители сразу спешат обвинить его в неблагодарности. Отношения накаляются, а затем окончательно портятся.

Порой родители хотят сделать из ребёнка того, кем хотели стать в прошлом, но у них не получилось в силу тех или иных обстоятельств. Ситуация «стара как мир»: между родителями и ребёнком образуется стена отчуждения и непонимания. Они становятся чужими людьми.

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении  рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания  и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.

Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно, это приводит к тому, что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.

Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.

Часть психологов считает, что подростковую агрессивность можно подавить так же как детскую, однако тут есть ряд подводных камней, в частности в детстве круг общения ограничивался практически только родителями, которые могли корректировать агрессию, у подростка круг общения гораздо шире, это в первую очередь сверстники, с которыми он может общаться на равных, чего обычно в его семье нет! А в связи с тем, что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они, сбившись с кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей подростков) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей),  что здесь,  в компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считаю, неразумным малышом и ни капли не считаются с его мнением. Подумайте сами, вызвало ли бы у Вас такое отношение к Вам со стороны окружающих агрессию. Думаю, вызвало, вот так и у подростков агрессию вызывает такое отношение, так как кроме агрессии, в силу психоэмоционального возраста, справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает метод борьбы за место в жизни подростковую агрессию.

Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возвожно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствиион станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей душе и семье.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию. Скажу сразу, я сторонник и активный участник приравнивания алкоголя и никотина к наркотикам, ну и соответственно запретить их во всём мире. Эти наркотики активно разрушают мозг, мы, употребляющие эти наркотики (я сам бросил и пить и курить), как алкоголики, у которых спрашивают “Ты алкоголик?” и который отвечает “Нет, конечно, я когда захочу тогда и брошу пить”. Вы верите что бросит? Это был риторический вопрос. Так вот от алкоголя, в основном от пива, и от никотина около 30 % подростков начинает испытывать проблемы с половой жизнью уже к 23 года, дальше процент растёт логарифмически.

Вот видите насколько разнообразна природа подростковой агрессии, тем более в подавляющем количестве случаем, агрессия подростков вызвана очень многими факторами, ну и соответственно коррекцию агрессии нужно проводить так же с системным подходом

Так же существует огромное количество так называемых мини факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков. Мини факторы – это факторы, оказывающие минимальные влияние для агрессии, но учитывая их огромное количество, степень их влияния сильно увеличивается. И так мини факторы, влияющие на агрессию.

Агрессия в обществе – думаю не надо рассказывать, как она влияет на подростков.

Агрессия в средствах массовой информации – то количество агрессии и аморального поведения, которое у нас очень активно тиражируется в СМИ, особенно на телевиденье, поражает своим количеством не только Российских психологов, но и независимых международных специалистов. Как Вы думаете, если подросток, с неокрепшей психикой, целый день смотрить передачи про убийства, суды, алкоголь, про аморальное поведение в реалити шоу, то выйдя на улицу, он будет действовать очень высоко морально, как его деды и прадеды или как его “научил” телевизор.

Кстати, сейчас в мире ценность семейной жизни падает, так как дети насмотревшихся романтических фильмов и сериалов, считают, что любовь должна быть или вот такой романтичной и красивой, или никакой. В большинстве случаев получается никакой.

Расслоение общества по социальным позициям. Социально справедливый мозг подростков, не смейтесь надо мной, подростки более социалисты и справедливцы, и так подросток, видя социальную несправедливость, начинает с ней бороться, как умеет, а именно подростковой агрессией.

 

Рекомендации по уменьшению уровня конфликтности, агрессии, тревожности у учащегося

 

  1. Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму.
  2. Детям с вербальной агрессией полезно поручать следить за младшими сестрами и братьями.
  3. Любая физическая агрессия должна быть строго запрещена.
  4. Давайте ребенку выплеснуть агрессию путем сиюминутного выплеска: позвольте яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия.
  5. Помните: разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности.
  6. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой.
  7. Для агрессивных мальчиков целесообразно работать с идеалом «настоящего мужчины», подключая к прочим представлениям об эталоне мужественности такие качества, как сдержанность, владение собой.
  8. При защитной агрессии нужно обучать средствам общения.
  9. Снятию тревожности способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт.
  10. При выраженной защитной агрессии обучайте ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты.
  11. Исключите противоречивые требования к ребенку в семье, чтобы не сформировать оппозиционное отношение к внешнему окружению.
  12. Знайте: собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны вызывает такое же поведение детей.
  13. Не используйте негативный стиль общения с ребенком. Это нацеливает его на борьбу и мстительное поведение.
  14. Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору.

 

Памятка для родителей  по профилактике

агрессии у детей

     Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

     Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу  несбыточных надежд.

     Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

     Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

     Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

     Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-       либо.

     Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

     Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

     Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

     Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!

     Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

       - ребенка бьют;  над ребенком издеваются;

       - ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

       - родители заведомо лгут;

       - родители пьют и устраивают дебоши;

       - родители воспитывают ребенка двойной моралью;

      - родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;

       - родители не умеют любить одинаково своих детей;

       - родители ребенку не доверяют;

       - родители настраивают детей друг против друга;

       - родители не общаются со своим ребенком;

       - вход в дом закрыт для друзей ребенка;

       - родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;

       - родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Считается, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Прежде чем строить какую– либо работу по преодолению трудностей адаптации нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников.  Вот некоторые: Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер. Около 70 % пятиклассников отмечают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды. По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается.
Наблюдая за пятиклассниками, можно выделить следующее:
1. Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.

  1. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
  2. Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
  3. Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”.
  4. Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми.
  5. Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

 Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”. Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:

  • Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.
  • Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.
  • Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.
  • Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
  • Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку – нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.. Количество таких "мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
  • Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
  • Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность. 
  • Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.

Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…
Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы .

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?

 В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.

На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.

Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

 

 

 

Родители юных второклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они, эдакие «школьные морские волки», уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантливого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой!

Часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы.

Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, можно посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика. 

Первые оценки: учимся реагировать

Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности,  является введение системы оценок. В первом классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и двойке.

Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на оценки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. Путь, конечно же, тупиковый. Кому будет польза с того, что получивший «пару» или «трояк», а то и «четверку», ребенок будет лить горькие слезы в гардеробе, боясь предстать перед строгими очами родителя. По возможности, повинуясь инстинкту самосохранения, он будет утаивать свои проблемы, оценки и сложности от мамы с папой, чтобы не получить лишний раз порицание.

Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что оценка, выставляемая учителем:

  1. Оценивает определенное задание, качество его выполнения. А вовсе не ставит пожизненный диагноз интеллекту ученика. То есть двойка за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак полный и 3 к 2 не можешь прибавить».
  2. Плохая оценка ставится учителем не из вредности, не со злости. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны. Какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания.

Ответственно реагировать на плохую оценку надо не пустыми горькими слезами и не полным безразличием. А сделать самую настоящую работу над ошибками, разобраться в материале с родителями или подойти за разъяснением к учителю. И тогда в будущем не заставят себя ждать долгожданные заслуженные пятерки.

  1. Оценка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить тройку за решение уравнений, потом поработать хорошенько, и впредь щелкать похожие задачи, как орешки. Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему.

И самое главное – оценка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения ЗНАНИЙ, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом.
Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

     Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

 

Вторая сложность второклассников таится в самооценке. Ребята, как правило, довольные своими успехами в первом классе, еще не имели количественной оценки своей работы, результатов труда. Они и так прилагали много усилий к учебе и на самом деле научились многим интересным и значимым вещам – письмо, чтение, основы математики. Первоклассники заслуженно собой гордились по этому поводу.

На втором году обучения появляются оценки, и ребенок уже достаточно зрел, чтобы начинать сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. И не всегда это сравнение их радует. В этом возрасте закладываются основы самооценки личности не только в плане способностей к учебе, спорту, труду (тем дисциплинам, которые изучаются в школе), но также и в плане популярности у сверстников, интереса для ровесников, собственной внешности. Психологи даже выделяют это в отдельный феномен, названный «феноменом вторых классов».

Установлено, что, как правило, самооценка школьника (в плане учебы) в этом возрасте оказывается несколько заниженной по сравнению с первым годом, и начинает выравниваться к третьему классу.

Дело в том, что ребенку не всегда понятны критерии взрослых и ровесников, по которым они оценивают его самого и друг друга. Ощущая потребность в самооценке, самоидентификации, он часто впадает в крайности, то считая себя лучшим, то – хуже всех.

Чтобы облегчить для ребенка этот период, надо стараться чаще заводить разговоры о различных отметках, сравнительных характеристиках кого-либо. Подойдут и литературные герои и общие знакомые. Также вы можете значительно снизить напряженность, рассказав истории из собственной биографии. Поделиться своим опытом. Может быть, рассказать о первой своей тройке, о том, что вы чувствовали, как были расстроены, и как вышли из этого неприятного положения. Лучше, если ребенок будет считать родителей не непогрешимым ангелом-отличником, на чьем фоне он выглядит более чем бледно, а вполне «земным» персонажем. Которому можно довериться и получить совет. А не только испытывать боязнь не соответствовать ожиданиям.

Примерно в это же время закладывается локус контроля, который может быть внешним (ориентация на оценки окружающих) и внутренним (ориентация на собственную оценку себя). Самооценка множества взрослых болезненно зависит от мнения окружающих. Это не совсем правильно, и не способствует полному самораскрытию. Корни этой проблемы, как и многих других, лежат в детстве. Чтобы избавить своего ребенка от таких досадных неприятностей в будущем, начинайте прямо сейчас учить его вырабатывать собственную шкалу системы ценностей во всем, включая учебу. Никогда не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Это лишь вызовет болезненную неуверенность в собственных силах, которая со временем будет лишь закрепляться.

В плане учебы также могут возникнуть определенные сложности. В первый класс приходят дети с различным уровнем подготовки, но все-таки каких-то специальных знаний для поступления в обычную школу не требуется. Дети учат буквы и цифры «с нуля», несмотря на то, что многие к этому времени неплохо читают и умеют решать простые примеры. Старт второклассника отличен тем, что программа опирается на определенный необходимый уровень умений и знаний, которым ребенок должен был овладеть к окончанию первого класса. И если в прошлом году какая-то тема «обошла стороной», потому что ее не поняли, пропустили, «проболели», и это не стало вовремя заметно, то проблема может проявиться на втором году обучения.

Чтобы избежать такого рода сложностей, родителям ребенка следует внимательно следить за его успехами, анализировать полученные оценки, делать вместе работу над ошибками до тех пор, пока не будет очевидно, что тот на самом деле разобрался в теме.
Для взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий, важно осознать возможные причины трудностей в совместной работе. Конечно, родитель не должен стремиться изменить свой собственный когнитивный стиль. Это нереальная задача. Однако понимание им особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

Даже если кажется, что ваш второклассник – совершенно самостоятельный, способный к бесконтрольной учебе ребенок, не стоит слишком уж «ослаблять поводья». Необходимо все время находиться рядом и «мониторить процесс», чтобы вовремя прийти на помощь. В начальной школе учителя и родители в идеале должны научить ребенка учиться самостоятельно, быть собранным, трудолюбивым, ответственным, и адекватно оценивать свои успехи.

 

 

В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. В большинстве случаев побег из дома - это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

         Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

         Довольно часто обстановка в семье далека от благополучия. В силу своих морально-нравственных качеств, наличия химических зависимостей, отсутствия интереса к собственному ребенку (детям) родители реализуют деструктивные стили внутрисемейного взаимодействия. Систематические конфликты, ссоры, выяснение отношений с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений ребенка способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми. Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать ему поддержку, быть внимательными к нему.

         Уважаемые Родители!

- Будьте снисходительны и терпеливы, принимайте ребёнка таким, какой он есть. Частые причины ухода — нежелание родителей принимать интересы ребёнка, его друзей, форму одежды или эксперименты с внешним видом. Побег — это протест. Обычно за ним стоит определенное требование ребенка смягчить какие-либо условия.

- Уважайте ребёнка, его интересы, чувства и желания. Разделяйте себя и ребенка, вы не единое существо. Наблюдайте за его эмоциональным состоянием. Эмоции детей — то, что родители часто не учитывают как важный фактор. Но именно они становятся причиной принятия резких решений.

- Не бейте, не унижайте, не оскорбляйте — это всё психологическое и физическое насилие. Доверительные отношения с детьми — залог безопасности ребёнка. Запреты и наказания ведут к тому, что между вами нет диалога и понимания. Чрезмерный контроль загоняет ребёнка в состояние страха, не оставляет ему выбора.

- Всегда и в любой ситуации разговаривайте с ребёнком! Задавайте вопросы о жизни ребёнка и, получая ответы, избегайте осуждения, обвинения и не стыдите. Тогда он будет готов вам доверять. Спрашивайте ребёнка, как прошел его день; узнайте, где он бывает, кто его друзья и чем он увлекается. Не ругайте его за мысли, которые не совпадают с вашими.

- В конфликтных ситуациях защищайте ребёнка, показывайте, что вы на его стороне. Конфликты с друзьями и учителями и тем более буллинг могут сильно усложнить жизнь ребёнка. Важно, чтобы у него был союзник. Учите ребенка не бояться конфликтовать и проходить через ссоры достойно, конструктивно: без криков и оскорблений, в диалоге и уважении.

 -Обсуждайте правила безопасности и почему они важны. Недостаточно один раз поговорить с ребёнком и считать дело сделанным. Дети быстро все забывают. Старайтесь не запугать ребенка тем, что кругом одни опасности, пытаясь его обезопасить. Важно проговаривать конкретные ситуации в его расписании, которые могут возникнуть, и сценарии поведения в них.

-Если ребёнок пропал, нужно звонить в полицию или поисковый отряд сразу, а не ждать 24 часа. Существует мнение, что полиция не принимает заявление, если не прошёл день с момента пропажи. Это не так. Сразу сообщите всем родным, друзьям, учителям, родителям друзей, волонтерским организациям и просите содействия. Перепроверяйте чердак, подъезд и лестницу своего дома: иногда ребенку просто не хватает смелости вернуться домой!

-На случай, если ребёнок потерялся или убежал, важно, чтобы телефон ребёнка всегда был заряжен, геолокация включена. Положите ему в карман бумажку с вашим телефоном и адресом. Но если детей 7–11 лет еще можно контролировать, подросток будет протестовать против контроля, и ваши главные инструменты — это доверие и умение приходить к четким договоренностям.

Когда ребёнок нашёлся, не ругайте его! От вашей реакции зависит его поведение в будущем. Объясните ему, что вы волновались, и расскажите о бедах, которые могли с ним произойти. Важно не напугать ребенка наказанием, чтобы не было желания убегать и прятаться в следующий раз. Дом должен быть местом силы для ребенка, где его примут и поймут.


            Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, в образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

 

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

 

Чем психолог может помочь ребенку?

 

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

 

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

 

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратиться к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

 

По каким признакам можно заметить суицидальное настроение у подростка? Что надо делать?

Шантаж суицидом — не гарантия безопасности.

— Подростки часто ведут себя вызывающе. Как понять, действительно ли ребенок в опасности, или он, таким образом, пытается манипулировать родителями?

— Начнем с того, что суицидов бывает несколько видов. Наиболее распространенный – демонстративно-шантажный суицид. Его цель – привлечь к себе внимание, быстро получить желаемое, наказать обидчиков, в общем, все, что угодно, но только не уйти из жизни.

Логика проста: «Ах так, вы у меня телефон забрали, в компьютер играть не разрешаете, уроки делать заставляете, гулять не отпускаете — сейчас я вам покажу!» Это могут быть не только словесные угрозы. Например, ребенок может открыть окно и даже наступить на подоконник, свеситься с балкона, поцарапать себе вены, размахивать ножом.

Несмотря на то, что такой тип поведения носит явно манипулятивный, шантажный характер, важно помнить, что опасность для жизни при этом все равно существует: ведь можно просто поскользнуться или неверно все рассчитать.

Второй тип: истинные суициды, самые опасные. Они, как правило, планируются заранее, цель здесь – уйти из жизни, при этом обычно тщательно обдумывается и способ, и обстоятельства, и сроки. Такие решения чаще всего вызваны невыносимыми для человека душевными переживаниями или жизненными обстоятельствами, к которым человек никак не может приспособиться.

При этом подросток может дать себе определенное время, например, неделю, месяц или полгода, за которые он должен изменить сложившуюся ситуацию, изменить отношение к ней, справиться со своими переживаниями, что-то доказать себе или другим, найти смысл.

А если это не удается в указанные сроки, то в его восприятии жизнь обесценивается и лишается смысла. Подобные самоубийства нередко совершаются тайно, чтобы никто не смог оказать помощь.

В группе риска здесь подростки с высоким уровнем тревоги, болезненно переживающие любые неудачи, неуверенные в себе.

Третий тип – суициды, которые совершаются внезапно на высоте эмоциональных переживаний. Случилось что-то страшное, и человек, находясь на пике эмоций, не смог с этим справиться.

Такие суициды не планируются заранее, обычно это происходит за несколько секунд или минут. Человек даже не успевает объективно оценить, что произошло.

На такой вид суицида повлиять сложно, но, если рядом находятся люди, то  удержать находящегося в аффекте от такого шага можно и нужно.

Когда начинать тревожиться?

 

 По каким конкретным признакам можно заметить суицидальные настроения ребенка?

— Это могут быть изменения в настроении, в поведении, в высказываниях подростка.

Первый такой признак — перепады настроения. Подросток становится вспыльчивым по пустякам или наоборот, теряет интерес к прежним радостям жизни, становится замкнутым, безразличным, пассивным, отгороженным.

Могут быть тревожные состояния, беспричинные, на первый взгляд, слезы, либо агрессия, могут появляться нарушения сна  — сложности при засыпании, поверхностный сон, отсутствие чувства отдыха после сна, сонливость и слабость в течение дня. Внимание становиться более рассеянным, это может отразиться на учебе. Подросток может отгораживаться от друзей, предпочитая компьютер личному общению.

Второй тревожный признак – определенные высказывания, прямые или косвенные. Подросток может прямо заявить о том, что жизнь скучна, люди предсказуемы, доверять им нельзя, смысла в жизни нет, также может рассуждать о смерти, писать депрессивно окрашенные стихи или рисовать такие же рисунки.

Третий признак – наличие форумов или групп в социальных сетях, обсуждающих самоубийства. Подростки, находясь в крайне подавленном состоянии, сами ищут такие группы и, к сожалению, находят, несмотря на активную борьбу правоохранителей.

На таких форумах суицид, к сожалению, может представляться, например, как проявление силы, что, конечно, далеко не соответствует истине.

Но люди, находящиеся в депрессии, начинают для себя рассматривать это вариант как реальный способ «решения проблемы».

Четвертый признак – снижение у подростка интереса к своему внешнему виду, негативные высказывания в собственный адрес. Человек, который задумал уйти из жизни, может перестать следить за собой. Забывает вовремя поесть, или ест без аппетита любимые ранее блюда. Может пренебрегать правилами гигиены, ранее неукоснительно соблюдавшимися.

Очень тревожный сигнал – если подросток начинает раздаривать любимые личные вещи: одежду, игрушки, украшения. Это – сигнал SOS, невысказанная просьба о помощи, крик о том, что в душе очень серьезная травма.

Дети, раньше не обремененные тягой к приключениям, могут уходить из дома. Меняется круг общения, подростки больше не общаются со старыми друзьями, могут поменять круг общения, часто отдавая предпочтение виртуальному общению, или вообще ни с кем не общаться.

Очень часто перед совершением истинного суицида, который подросток продумал до мелочей, отмечается приподнятое настроение, даже эйфория. Со стороны родителей это нередко ошибочно воспринимается как знак, что проблема наконец-то решена, и они теряют бдительность. Тогда может произойти непоправимое.

Если опасность подтвердилась – обращайтесь за помощь!

 

Что делать родителям, если они заметили тревожные признаки?

— Человек, находящийся в тяжелом душевном состоянии, часто не может помочь себе сам.

Подавляющее большинство людей, и взрослых, и подростков, которые задумали истинный суицид, очень ждут, чтобы им помогли выйти из тяжелого душевного состояния, помогли решить проблему, с которой они не справляются.

Поэтому, если вы заметили эту скрытую сторону жизни своего ребенка, постарайтесь доверительно с ним поговорить, попробуйте мягко расспросить, о чем он переживает.

— А если ребенок молчит?

— Если подросток в таком состоянии не хочет говорить с семьей, нужно обязательно обратиться к специалистам.

Это может сделать ребенок независимо от родителей — любые сведения о проблеме, сообщенные ребенком специалисту, конфиденциальны и не сообщаются родителям, если подросток того не желает. Это прописано в законе.

Человек может доверить профессионалу свою душевную боль, и специалист подскажет массу вариантов выхода из ситуации.

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!