Как увидеть, что ребенок сегодня не такой, как всегда?
Памятки
педагогу
Как увидеть,
что ребенок сегодня
не такой, как всегда?
Что меня настораживает в ребенке?
Внешний вид Неопрятный вид Вызывающая прическа (смена цвета волос, ирокез) Следы побоев Накинутый капюшон в помещении Изменение типичного поведения Беспричинная обидчивость Плаксивость Отсутствие инициативы Плохое настроение в динамике Заторможенность Жалобы Раздача личных вещей Увеличение публикаций негативного содержания на веб-странице Прекращение общения с одноклассниками Дружба со старшеклассниками, взрослыми людьми, в т.ч. другого социального статуса Странности Навязчивые движения: подергивания, шмыганье, раскачивание на стуле, потряхивание руками Расстройство речи: речь в никуда, бессмысленные повторения, шепотная речь, крик во время урока Суетливость Дурашливое поведение Отсутствие реагирования, эмоциональных реакций, «зависание» Ситуация опасности Драка Травля Воровство Заявления или разговоры о самоубийстве Опасные для жизни увлечения Уход из дома Развод родителей Утрата Длительное нахождение в школе после уроковЧто мне делать?
Наблюдать за ребенком Разговаривать с ребенком Выяснить причины отклонений в поведении, настроении Сообщить родителям Встретиться с родителями Обратиться к педагогу-психологу Обратиться к медицинскому работнику школы Сообщить администрации школыКто/что мне поможет?
Референтная группа (одноклассники) Значимые для ребенка взрослые Социальный сети Социальный паспорт класса Социограмма класса («звезды», «предпочитаемые», оттесненные», «изолированные») Семья Учителя-предметники Опора на позитивные качества ребенка «Островки» успеха ребенкаКак говорить с подростком?
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:
«Ненавижу учебу, школу и т.п.»
СПРОСИТЕ:«Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?»
НЕ ГОВОРИТЕ:«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:«Все кажется таким безнадежным...»
СКАЖИТЕ:«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ:«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:«Всем было бы лучше без меня!»
СПРОСИТЕ:«Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ:«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:«Вы не понимаете меня!»
СПРОСИТЕ:«Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:«Я совершил ужасный поступок...»
СКАЖИТЕ:«Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ:«Что посеешь, то и пожнешь!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ:
«А если у меня не получится?»
СКАЖИТЕ:«Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
НЕ ГОВОРИТЕ:«Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Мои трудности. Мои ошибки
Незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей Ошибки в произношении Предубеждение к ученику Нравоучения Основное воспитательное средство – учитель Неумение правильно и быстро «потушить» конфликт Равнодушие к судьбам детей Недоучет особенностей мыслительных процессов, происходящих у детей Недоучет темпа усвоения ими знаний Ориентация в учебном процессе на среднего ученика Неумение учитывать особенности нервной системы каждого из детей