Методика проведения родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании антинаркотических установок у подростка»

29.04.2017, 430 просмотров.

Методика проведения родительского собрания на тему:  «Роль семьи в формировании антинаркотических установок у подростка»

Автор-составитель: Прокопенко Г.В.

Методика проведения родительского собрания на тему:

«Роль семьи в формировании антинаркотических установок у подростка»

(для родителей учащихся 7 – 11-х классов).

 

Родительское собрание по - прежнему остается универсальной формой работы педагога с родителями. Судя по словам  педагогов, у родителей все чаще возникает желание уйти от констатации фактов, связанных с учебой и поведением детей, с результатами их успеваемости, а появляются пожелания больше узнать о проблемах курения, подросткового алкоголизма, о признаках наркотизма, о том, как они, родители могут помочь своим детям взрослеть. Это действительно актуально, т.к. у преобладающего большинства подростков отсутствует психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Проблема распространения наркотиков в детско – молодежной среде Тюменской области стоит особенно остро, так как принимает масштабы, угрожающие физическому и духовному здоровью целого поколения.

 Мы предлагаем одно из собраний для родителей  посвятить теме антинаркотического воспитания в семье. Такое мероприятие потребует от специалиста серьезной подготовки, так как цель его – проинформировать родителей о роли и вреде психоактивных веществ, факторах наркотизации подростков, о роли и ответственности родителей в антинаркотическом воспитании детей.

Задачи собрания.

1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам наркомании.

2. Убедить присутствующих в необходимости активного компетентного обсуждения этой проблемы в семье.

План организации собрания.

1.К родительскому собранию можно подготовить анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в учреждении. Кроме того педагог может заранее в группах с ребятами провести  анонимный опрос «Незаконченное предложение» и анализ ответов озвучить родителям (см. ниже п.№ 5)

Текст опроса.

1.     Наркотики – это…

2.     Наркоман – это…

3.     В моей семье отношение к наркотикам…

4.     Мои друзья относятся к наркотикам, как…

5.     Наркотик дает возможность…

6.     Наркотик не дает возможность…

7.     Если бы я попробовал наркотик когда нибудь, то только потому что…

 

2.Вступительное слово ведущего

Уважаемые папы и мамы!

Что вы испытали, когда получили приглашение на собрание и прочитали тему?

Какие ощущения, какие чувства? Можно ли эту тему оставить без внимания? (выслушивает ответы родителей)

Сегодня мы затронем одну из главных тем безопасности жизни человека – это употребление ПАВ. 

Сейчас очень много говорят о проблеме наркотиков среди подрастающего поколения, но большинство родителей отказывается поверить в то, что их собственные дети могут быть замешаны в подобные истории.

Никто и ничто не может гарантировать, что именно ваш ребенок не станет жертвой наркотиков. Ни наследственность, ни интеллектуальные способности, ни талант ребенка, ни круг общения  не могут 100% защитить ребенка.

К сожалению, многие родители часто узнают об этом последними и часто  чувствуют себя совершенно беспомощными, сталкиваясь с этой проблемой.

Для примера можно привести некоторые цифры:

-         только 36% опрошенных родителей полагают, что их дети уже пробовали алкоголь, а подтвердили это 66% учащихся;

-         только 14%опрошенных родителей думают, что их дети курили, но признались в этом 41% учащихся;

-         только 5% родителей считают, что их дети употребляли запрещенные наркотические вещества, но этим « баловались» 18% учащихся.

В наше время подростки узнают о наркотиках раньше, чем вы думаете: из средств массовой информации, от сверстников или старших приятелей. Но гораздо лучше будет, если они узнают правдивые факты от вас, а не во дворе.

Если вы не поговорите со своим ребенком о наркотиках, это сделает кто-то другой. И нет гарантии, что этот другой – хороший человек.

Просто беседуя с подростком, вы можете повлиять на его решение: пробовать наркотики или нет. Именно на родителях лежит важнейшая ответственность: определить, познакомился ли уже и насколько глубоко вовлечен их ребенок в мир этого опасного пристрастия. Родители могут и должны помочь своим детям осознать, что употребление наркотических веществ может пагубно отразиться на их здоровье и жизни в будущем, причем не в таком уж далеком.

 

3.Беседа с родителями о трудностях и опасностях, возникающих при разговоре на эту тему с ребенком.

Вопросы родителям.

1.     Говорили  ли вы со своим ребенком о наркомании или предпочитаете обходить эту тему?

2.     Что вам мешает организовать такую беседу?

3.     Считаете ли вы, что вашего ребенка можно склонить к употреблению

наркотиков? Если да – то почему? Если нет – то тоже почему?

 

4.Ведущий предлагает родителям  послушать стихотворение, написанное  сверстницей их детей.

Исповедь.

Двадцатый век, родив урода,

 Что стал причиной мук и слез,

Принес болезнь под видом моды,

Под видом моды смерть принес.

 

Нет, говорю не для отрады –

Я исповедуюсь в грехе.

И эти мысли, эти взгляды –

Мое наследье на Земле.

Наркотик – варвар, истязатель,

Рассудку воли не дает.

И дозы требуя, предатель

Всю жизнь по каплям заберет.

Жить дальше кажется нелепым

Без цели в жизни, без друзей…

А я ведь только прошлым летом

Ловил на речке карасей!

 

Больница. Белые халаты.

Лежу под капельницей. Боль

Терзает сердце, как утрата,

Мне причиненная иглой.

Но проклят шприц,

 Который принял

Я из « товарищеских» рук.

Пусть внемлет мне моя Россия:

Наркотик – яд, источник мук!

 

О чем мечтал –

 В костре сгорело,

Еще родиться не успев,

И белым пеплом полетело

С моей душой все вверх и вверх.

 

Палач жестокий, хладнокровный

Втыкает в разум грязный шприц.

И вот он, ядом зараженный,

 Не узнает знакомых лиц.

Наркотик, в жизнь мою вошедший,

Принес с собой одну беду.

И я, все время прямо шедший,

С дороги в сторону свернул.

 

Бесплодны будут все старанья

Ему что – либо втолковать.

Одно стремленье и желанье –

Где бы еще тот яд достать.

 

А все счастливо начиналось:

Друзья, работа – благодать!

Но из прошедшего осталось,

Увы, одна старуха – мать.

 

Взгляд отрешен, зрачки огромны,

Не отличить от синих век –

Шагом предательски неровным

Идет ни зверь, ни человек.

Она молчит и тихо плачет,

В глазах ее немой упрек,

А может жалость…

Это значит –

Я и ее страдать обрек.

А все счастливо начиналось:

Работа, праздники, друзья…

«Кайф» раз поймал, а оказалось –

ограбил в жизни сам себя.

 

 

Григорьева Ольга, 15 лет (г. Казань).

 

5.Ведущий предлагает вниманию родителей анализ опроса учащихся этого класс, для того, чтобы взрослые знали, что думают о наркотических веществах их собственные дети.

 

6.Мозговой штурм для родителей «Причины употребления и отказа от ПАВ».

Доска делится на две половины. Слева – причины употребления несовершеннолетними, справа – причины отказа. Далее обсуждение.

 

7.Мини – лекция «Признаки употребления ПАВ».

 

Как распознать наркоманию? По каким признакам определить, употребляет ли ребенок наркотические вещества?

Поведенческие признаки употребления наркотиков:

1) Нарастающая скрытность ребенка (без ухуд­шения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением количества и увеличением продолжительности «гу­ляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое рань­ше проводил в семье или за уроками. Игнорирование семейных праздников.

2) Сонливость или, наоборот, бессонница.

3) Падает интерес к учебе, к привычным увлечениям, к спорту.

4) Ухудшаются память и внимание. Появляются трудности в сосредоточении на чем-то конкретном. В результате неизбеж­но снижается успеваемость.

5) Увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать день­ги из родительских кошельков или ценные вещи из дома — это очень тревожный признак).

6) Появляются новые подозрительные друзья или поведе­ние старых приятелей становится неадекватным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами, на сленге или в уедине­нии.

7) Появление неопрятности во внешнем виде, иногда склонность к прослушиванию специфической музыки.

8) Настроение ребенка — это крайне важный и заметный признак — ме­няется по непонятным причинам, очень часто не соответствует ситуации: раздражительность в спокойной ситуации или, нао­борот, добродушность или апатия в скандале.

9) Ребенок становится изворотливым, лживым, импульсивным, уходит от ответов на прямые вопросы.

10)Потеря чувства времени.

 Физиологические признаки:

1) бледность или покраснение кожи;     

2) расширенные или суженные зрачки;      

3) покрасневшие или мутные глаза;           

4) несвязная, замедленная или ускоренная речь;

5) потеря аппетита, потеря веса, а иногда — чрезмерное упо­требление пищи;

6) хронический кашель;                           

7) плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

8) резкие скачки артериального давления;

9) расстройство желудочно-кишечного тракта;

10)повышенная потливость;

11)обмороки, головокружения;

12) следы инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках.

Надо, конечно, знать и признаки наркотического опьяне­ния. Это поможет точнее сориентироваться в определении того, что происходит с подростком.

Если Вам случайно довелось заметить у ре­бенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный поро­шок, таблетки или марки, которые не очень похожи на почто­вые, бумажки, а иногда и денежные купюры, свернутые в тру­бочки, закопченные ложки, пузырьки, пачки лекарств снотворного или успокоительного дейст­вия,  капсулы, жестяные банки, пластиковые бутылки, разрезанные странным образом, то есть причины для серьезного разговора.

Состояние наркотического опьянения напоминает алкого­льное, но без характерного запаха алкоголя изо рта. Общим признаком этого опьянения является эйфория, т.е. приподнятое настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлени­ем или ускорением мышления. Опьяневшие оживлены, веселы, общительны, болтливы, громко разговаривают, назойливы. Не­редко возникает сексуальное возбуждение. Однако такое на­строение неустойчиво и может внезапно сменяться недовольст­вом. В ряде случаев наблюдается заторможенность мыслитель­ных и мышечно-мускульных реакций, опоздание с выполнением команд, оцепенелость, вплоть до полного отклю­чения, отсутствие реагирования на обращения к ним.

Иногда при употреблении большой дозы наркотиков насту­пает полная потеря сознания на длительное время. Появляются расстройства координации движений: они становятся неточны­ми, порывистыми, размашистыми. Человек под действием наркотика не может вы­полнять точные действия, характерно мелкое дрожание паль­цев рук. Походка неуверенная, возможны пошатывание при хо­дьбе, резкие отклонения в сторону от направления движения. Мимика становится ярко выраженной. Речь смазанная, невнят­ная, замедленная с внезапными остановками, непоследовательная (легко перескакивают с одной темы на дру­гую), Излишняя жестикуляция. Возможны нарушения почерка.

Лицо опьяневшего напоминает маску (обвисшие губы, по­лузакрытые веки), зрачки расширены независимо от освеще­ния, их реакция на свет вялая. В таком состоянии отмечается повышенная потливость, учащается или становится более ред­ким пульс, появляется бледность или покраснение лица. Когда действие препаратов подходит к концу, наркоманы становятся вялыми, малоподвижными, безразличными к окружающему, пребывают в дремотном, заторможенном состоянии или впада­ют в глубокий сон. В это время (даже в дневное) разбудить их достаточно сложно.

Кроме общих признаков, свойственных наркотическому опьянению, следует обращать внимание и на специфические, проявляющиеся только при определенном виде наркомании.

Если все же, на основе выше изложенной информации, у Вас есть повод для беспокойства, значит, существует необходимость вашего обращения к специалистам за подробной консультацией.

Пусть эта беда никогда не коснется наших семей, обойдет наших детей. Дай Бог! Но все же  нужно быть начеку. Помните, чем раньше вы заметили неладное, тем легче справиться с бедой. Мы не хотим, чтобы на основе этой информации вы стали излишне подозрительны и недоверчивы к своим детям. Просто сложившаяся ситуация вынуждает нас быть более ответственными и внимательными.

8.Групповая работа родителей.

Далее родители делятся на 4-5 групп, и каждая группа готовит свод правил, которые необходимо выполнять в семье, чтобы предотвратить беду. Затем каждая группа защищает свои правила, а наиболее часто встречающиеся учитель записывает на доску (см. Приложение 1).

 

В конце родительского собрания учитель выдает сопровождающий раздаточный материал.(«10 заповедей родительства», «Подсказки для родителей»,  «Как уберечь ребенка от наркотиков», «Признаки злоупотребления химическими веществами», «Техники конструктивного сопротивления манипуляции», «Наиболее важные действия родителей по профилактике наркотической зависимости подростка»).

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!