Роль педагога

24.01.2019, 213 просмотров.

Деятельность педагога прежде всего должна быть направлена на профилактику употребления учениками алкоголя и наркотиков. Необходимы поиски оптимальных форм учебно-воспитательной работы с подростками, позволяющих сформировать социально ценные жизненные ориентиры, общественно полезные цели. Только целеустремленность, нравственная устойчивость подростка являются надежным иммунитетом в ситуациях риска наркопотребления.

Основные задачи по профилактике наркомании состоят в преодолении психолого-педагогического и социально-психологического «фона» приобщения к наркотикам подростков. Пропаганда антинаркотических знаний сама по себе не может дать значительного положительного эффекта. Надежды лишь на просвещение в вопросах наркомании, на то, что методы убеждения автоматически приведут к отказу от употребления наркотических средств, психологически не оправданны. Это объясняется тем, что у подростков, которым присуща психологическая готовность к наркопотреблению, а тем более у тех, кто находится уже на первой стадии заболевания (когда существует психическая зависимость), тяга к употреблению наркотиков настолько велика, что никакие убеждения, никакие аргументы не действуют. С другой стороны, у подростков, которые никогда не думали о наркотиках, эта информация может вызвать нездоровое любопытство. Поэтому пропаганда антинаркотических знаний среди подростков должна быть на­правлена не на то, чтобы дать им как можно больше информации, а на определение того, как и с кем из них говорить о наркомании.

Внимание учителя прежде всего должны привлекать те учащиеся, которым свойственны личностные особенности, являющиеся компонентами психологической готовности к алкоголизму и наркомании, которые по внешним признакам, указанным выше, могут быть заподозрены в употреблении наркотиков. Напомним, что наркотикам обычно предшествует табакокурение, которое тоже представляет собой форму токсикомании, хотя и гораздо более легкую, ослабленную. Поэтому формирование установки на отказ от курения — составная часть профилактики наркомании.

Беседы с подростками, связанные с проблемой наркомании, должны быть построены так, чтобы заострить внимание на психической деградации человека, употребляющего наркотики. Необходимо показать, что параллельно с привыканием к наркотику происходит резкое сужение интересов личности, ее потребностей, мотивов поведения. Если при алкоголизме деградация личности наступает на второй— третьей стадиях заболевания, то при наркомании стремление к употреблению наркотика становится единственной детерминантой поведения уже после первых эпизодов. Следует особо подчеркивать, что механизм действия наркотика на центральную нервную систему состоит в том, что очень скоро (иногда даже через 2—3 недели употребления) ее нормальное функционирование осуществляется только в том случае, если мозг отравлен наркотиками. Происходит изменение гомеостаза организма, переход его на патологический уровень, при котором жизнедеятельность возможна только в условиях постоянного наличия высокого уровня наркотика в крови.

Нужно также постоянно подчеркивать, что успех лечения зависит от стадии развития болезни. Пока привычка к наркотизации еще не закрепилась прочно и даже если уже сформировалась психическая зависимость (первая стадия заболевания), лечение приносит положительные результаты. Если же разовьется вторая стадия и появится физическая зависимость от наркотического вещества, то лечение осложняется для больного мучительными ощущениями. Кроме того, выздоровление после второй стадии заболевания случается значительно реже. Известно, что у бывшего наркомана в течение многих лет еще может возникать внезапное, непреодолимое желание принять наркотическое вещество. Это ничем не мотивированное компульсивное влечение чаще всего приводит к срыву, и человек вновь оказывается в зависимости. Важно убедить подростка вовремя отказаться от намерения попробовать наркотик, показать ему, что перед ним капкан, в который очень легко попасть, но очень трудно, а порой и невозможно выбраться.

Участие педагога в предупреждении наркомании не ограничивается воспитательным воздействием на подростков. Большое значение имеет работа с родителями. Здесь основное звено деятельности — как раз пропаганда антинаркотических знаний. Целесообразно организовать специальные лекции для родителей, где будут освещаться все аспекты проблемы наркомании. Именно родителям следует дать информацию о том, что такое наркотическое вещество, из чего оно добывается, как протекает состояние наркотического опьянения, другие сведения, представленные в данной книге. При этом надо предупредить родителей о том, что совсем не обязательно все сведения пересказывать детям. У одних подростков это может вызвать повышенный интерес к наркотикам, даже желание попробовать, у других, кто уже употребляет, настороженность они станут действовать еще более скрытно, с особой бдительностью.

Данные рекомендации для учителей и родителей, к сожалению, не могут полностью решить проблему профилактики употребления подростками психотропных веществ — это скорее оказание «первой помощи», которой далеко не исчерпываются все необходимые меры. Ее решение реально только при осуществлении двух условий: психосоциальное оздоровление популяции в целом предупреждение и преодоление личностной предрасположенности к алкоголизму и наркомании.

Первое условие, как было сказано выше, включает в себя комплекс проблем, связанных с жизнедеятельностью общества в целом: экономических, политических, экологических и др. Рекомендации относительно того, что должно предпринять общество, правительство, чтобы искоренить объективные причины алкоголизма и наркомании, заняли бы не одну сотню страниц. В нашу задачу входит лишь рассмотрение психологического аспекта необходимых преобразований. Суть состоит в создании для человека возможностей удовлетворения потребностей всех уровней — от витальных (физиологических) до потребности в персонализации. Если витальные потребности являются источником активности любого живого организма (в том числе и человеческого индивида как представителя homo sapiens), то потребность в песонализации присуща лишь человеку как субъекту деятельности.

ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ УЧАЩЕГОСЯ В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ

несовершеннолетний:

1.   Удалить из аудитории.

2.   Пригласить врача, психолога, администрацию.

3.   Сообщить родителям.

4.   Сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних (экспертиза, беседа).

5.   Не разглашать информацию среди учащихся и педагогов.

6.   Узнать социальную семейную обстановку.

7.   Провести беседу с родителями и учащимся в корректной доверительной форме без претензий и обвинений; дать информацию с акцентом на негатив; дать адреса и телефоны соответствующих организации.

8.   Отследить связи учащегося с друзьями; провести профилактическую информационную беседу с со-зависимыми.

9.   В дальнейшем вести наблюдение и при повторном срыве активизировать работу.

 

совершеннолетний:

1.   Удалить из аудитории.

2.   Пригласить врача, психолога, администрацию.

3.   Направить на экспертизу в наркологический диспансер.

4.   Сообщить родителям.

5.   Узнать социальную семейную обстановку.

6.   Провести беседу с родителями и учащимся в корректной доверительной форме без претензий и обвинений; дать информацию с акцентом на негатив; дать адреса и телефоны соответствующих организаций.

7.   Не разглашать информацию среди учащихся и педагогов.

8.   Отследить связи учащегося с друзьями; провести профилактическую информационную беседу с со-зависимыми.

9.   В дальнейшем вести наблюдение и при повторном срыве активизировать работу.

 

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!