Факторы риска употребления ПАВ
Факторы риска употребления ПАВ
№
п/п
Группы факторов
Факторы риска
1
Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые
1. Утрата или болезнь одного из родителей.
2. Ссора со сверстниками и др.
2
Хронически действующие психотравмирующие ситуации
1. Семейные конфликты.
2. Школьная неуспеваемость и др.
3
Эмоциональная депривация
1. Недостаток внимания, ухода со стороны
2. родителей, заботы, ласки.
3. Разлука с семьей и др.
4.
4
Индивидуально-личностные факторы
1.
2. Личностные проблемы (отключиться от
3. реальных проблем, одиночество, обретение уверенности
4. в себе, улучшение настроения).
5. Возрастные проблемы (кризовые периоды
6. подросткового и раннего юношеского возраста).
7. Групповая идентификация (желание вести себя как все,
8. средство подружиться).
9. Предрасположенность к риску, склонность
10. к саморазрушению.
11. Трудности реализации интеллектуального потенциала
12. Низкая толерантность к стрессу.
13. Желание быть в центре внимания.
14. Любопытство
15. Психическое здоровье.
16. Скептицизм к профилактическим мерам.
17. Биологическая или генетическая предрасположенность.
18.
5
Факторы социальной среды
1. Социально-экономический статус семьи.
2. Семейная депривация, социальное сиротство.
3. Высокая степень доступности (низкие цены, множество
4. точек продажи наркотиков).
5. Снижение моральных устоев в обществе.
6. Возможность получения быстрого дохода.
7. Школьная дезадаптация.
8. Излишняя или недостаточная родительская опека.
9. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами.
10. Семейное попустительство на прием наркотиков
11. (разрешение родителей).
12. Низкий уровень информированности подростков
13. и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ.
14. Групповое давление со стороны сверстников
15. на потребление ПАВ.
16. Отсутствие скоординированной районной
17. профилактической программы злоупотребления ПАВ
18. в образовательной среде.
19. Слабая информированность этой проблемы
20. среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов,
21. приемных родителей).
22. Неприятие обществом.
23. Недостаточность информации о медико-социальной
24. и психологической помощи подросткам и молодежи,
25. оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
26. Отсутствие межведомственного взаимодействия
27. различных социальных институтов, занимающихся
28. проблемами профилактики злоупотребления ПАВ.
29. Отсутствие систематических образовательных курсов
30. по расширению психологической и педагогической
31. компетенции участников образовательного процесса
32. и окружающего социума.
Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью
1. Протест против норм взрослого поведения.
2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).
3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).
4. Групповое давление и подчинение ему.
5. Самоутверждение в среде сверстников.
6. Символ взрослости, мужества.
7. Подражание лидерам.
8. Любопытство и экспериментирование.
9. Отсутствие учебной занятости.
10. Мода.
11. Расслабление нервной системы (нервного напряжения).
12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).
13. Снятие или снижение душевной и физической боли.
14. Избавление от стресса.
15. Улучшение настроения.
16. Голод
17. Нормализация сна.
Факторы защиты
Не всегда нарушается равновесие психологических процессов у подростка под воздействием неблагоприятных факторов, им противостоят личностные и средовые механизмы адаптации (факторы защиты).
1. Усиление активных действий региональной общественности.
2. Поощрение формирования здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов.
3. Развитие системы дополнительного образования (кружков, секций).
4. Развитие сети игровых и спортивных площадок.
5. Планирование и реализация мероприятий которые помогут подросткам и молодежи раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также будут способствовать повышению их самооценки.
6. Создание широкой сети клубов общения для взрослых и детей, которые будут содействовать формированию хороших взаимоотношений в семье.
7. Проведение в образовательных учреждениях тренингов по воспитанию толерантности, которые будут содействовать формированию доверительных и партнерских отношений между преподавателями и учениками, между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью; дадут ученикам знания и навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся их психологического и физического здоровья.
8. Разработка и реализация программ на местном уровне по повышению квалификации педагогов, социальных работников, общественности по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ.
9. Выпуск печатной продукции о мотивах, причинах и последствиях злоупотребления ПАВ.
10. Развитие волонтерского движения в подростковой и молодежной среде.
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
В течение своего незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:
1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.
2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).
3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯНеразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:
- аффективная взрывчатость,страхи,
- уходы из дома,
- органически не отягощенное бродяжничество,
- агрессивность,аутоагрессивность,
- нарушение дисциплины и поведения,расстройства сна, психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.