Факторы риска употребления ПАВ

29.04.2017, 224 просмотра.

Факторы риска употребления ПАВ

Факторы риска употребления ПАВ

 

п/п

Группы факторов

Факторы риска

1

Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые

 

1.     Утрата или болезнь одного из родителей.

2.     Ссора со сверстниками и др.

2

Хронически действующие психотравмирующие ситуации

 

1.     Семейные конфликты.

2.     Школьная неуспеваемость и др.

3

Эмоциональная депривация

1.     Недостаток внимания, ухода со стороны

2.     родителей, заботы, ласки.

3.     Разлука с семьей и др.

4.      

4

Индивидуально-личностные факторы

1.      

2.     Личностные проблемы (отключиться от

3.     реальных проблем, одиночество, обретение уверенности

4.     в себе, улучшение настроения).

5.     Возрастные проблемы (кризовые периоды

6.     подросткового и раннего юношеского возраста).

7.     Групповая идентификация (желание вести себя как все,

8.       средство подружиться).

9.     Предрасположенность к риску, склонность

10.                к саморазрушению.

11.                Трудности реализации интеллектуального потенциала

12.                Низкая толерантность к стрессу.

13.                Желание быть в центре внимания.

14.                Любопытство

15.                Психическое здоровье.

16.                Скептицизм к профилактическим мерам.

17.                Биологическая или генетическая предрасположенность.

18.                 

5

Факторы социальной среды

1.     Социально-экономический статус семьи.

2.     Семейная депривация, социальное сиротство.

3.     Высокая степень доступности (низкие цены, множество

4.      точек продажи наркотиков).

5.     Снижение моральных устоев в обществе.

6.     Возможность получения быстрого дохода.

7.     Школьная дезадаптация.

8.     Излишняя или недостаточная родительская опека.

9.     Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами.

10.                Семейное попустительство на прием наркотиков

11.                 (разрешение родителей).

12.                Низкий уровень информированности подростков

13.                 и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ.

14.                Групповое давление со стороны сверстников

15.                на потребление ПАВ.

16.                Отсутствие скоординированной районной

17.                 профилактической программы злоупотребления ПАВ

18.                в образовательной  среде.

19.                Слабая информированность этой проблемы

20.                среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов,

21.                 приемных родителей).

22.                Неприятие обществом.

23.                Недостаточность информации о медико-социальной

24.                 и психологической помощи подросткам и молодежи,

25.                 оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

26.                Отсутствие межведомственного взаимодействия

27.                 различных социальных институтов, занимающихся

28.                 проблемами профилактики злоупотребления ПАВ.

29.                Отсутствие систематических образовательных курсов

30.                по расширению психологической и педагогической

31.                 компетенции участников образовательного процесса

32.                и окружающего социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью

 

1.     Протест против норм взрослого поведения.

2.     Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).

3.     Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).

4.     Групповое давление и подчинение ему.

5.     Самоутверждение в среде сверстников.

6.     Символ взрослости, мужества.

7.     Подражание лидерам.

8.     Любопытство и экспериментирование.

9.     Отсутствие учебной занятости.

10.           Мода.

11.            Расслабление нервной системы (нервного напряжения).

12.           Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).

13.           Снятие или снижение душевной и физической боли.

14.           Избавление от стресса.

15.           Улучшение настроения.

16.           Голод

17.           Нормализация сна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы защиты

 

         Не всегда нарушается равновесие психологических процессов у подростка под воздействием неблагоприятных факторов, им противостоят личностные и средовые механизмы адаптации (факторы защиты).

 

 

1.     Усиление активных действий региональной общественности.

2.     Поощрение формирования здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов.

3.     Развитие системы дополнительного образования (кружков, секций).

4.     Развитие сети игровых и спортивных площадок.

5.     Планирование и реализация мероприятий которые помогут подросткам и молодежи раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также будут способствовать повышению их самооценки.

6.     Создание широкой сети клубов общения для взрослых и детей, которые будут содействовать формированию хороших взаимоотношений в семье.

7.     Проведение в образовательных учреждениях тренингов по воспитанию толерантности, которые будут содействовать формированию доверительных и партнерских отношений между преподавателями и учениками, между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью; дадут ученикам знания и навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся их психологического и физического здоровья.

8.     Разработка и реализация программ на местном уровне по повышению квалификации педагогов, социальных работников, общественности по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ.

9.     Выпуск печатной продукции о мотивах, причинах и последствиях злоупотребления ПАВ.

10.           Развитие волонтерского движения в подростковой и молодежной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

         В течение своего  незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:

         1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.

         2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).

         3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).

КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

         Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:

- аффективная взрывчатость,страхи,

- уходы из дома,

- органически не отягощенное бродяжничество,

- агрессивность,аутоагрессивность,

- нарушение дисциплины и поведения,расстройства сна, психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!