Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)

11.03.2019, 205 просмотров.

Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)

Интеллектуально-мнестические Морально-этические Поведенческие (бихевиоральные) Физические и неврологические Эмоциональные

Интеллектуально-мнестические нарушения

- снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,

ухудшение успеваемости, сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять главное, «застревание» на мелочах и неудачных примерах, плохая сообразительность и «бестолковость», быстрая истощаемость с “отказными” реакциями, плоский юмор, бедность воображения, поверхностность суждений, легкомысленность, нарушения логического мышления, снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ, снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от употребления ПАВ, снижение способности к адаптации и коммуникабильности в нормативных (ненаркотических) социальных средах, инфантилизм, ослабление целеустремленности.

Морально-этические нарушения

нарастающая лживость, лицемерие, лень, циничность, сквернословие, использование жаргона, «ветренность», хвастливость, снижение ответственности перед членами семьи и друзьями, безразличие к их печалям и горю, неуважение к старшим и мнению других людей, пренебрежение к нормам поведения и государственным законам, безответственность, обвинение в своих неудачах окружающих, склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы, изворотливость, притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и гражданского долга, склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду, склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание конфликтных ситуаций, сексуальная распущенность, потеря чувства дружбы и любви установка на нетрудовое добывание денег – воровство, мошенничество, грабеж и пр., показной патриотизм или антипатриотизм, садо-мазохистские тенденции, ослабление чувства сострадания, появление склонности к насмешкам, горькому сарказму, неадекватность самооценки (заниженная или завышанная), легкая вовлекаемость в субкультурные группировки, безразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.).

Фактически, у больных наркоманией отмечается нарастающее разрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценность жизни, здоровье, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры, склонность доверять другому свое духовное достояние и пр.

Поведенческие (бихевиоральные) нарушения

низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм, неопрятный или вычурный внешний вид, прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным причинам, уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время, исчезновение из дома на несколько дней, воровство из денег, ценностей, одежды, книг, видео- и аудиотехники, воровство вне дома, избегание общения с членами семьи, склонность к прослушиванию специфической музыки, выпрашивание денег у родителей под различными предлогами, использование денег не по назначению, изменение круга общения, преимущественное общение наркоманами или асоциальными личностями, прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков, культурно-массовых мероприятий, продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга, непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали родители, получение частых сообщений на пейджер, агрессивная или болезненная реакция на критику, конфликтное отношение  с членами семьи, совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей, подруг, частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются войти в такую комнату, демонстративное суицидальное поведение.

Физические и неврологические

изменение привычного цвета кожного покрова и слизистых (чаще всего кожа лица и видимые слизистые бледные), снижение веса тела, изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при злоупотреблении гашишем, бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание, боли в конечностях, особенно в суставах ног, боли в позвоночнике, сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной абстиненции, изменение размера зрачков (сужение или расширение), упадок сил, чувство утраты энергии, нарушение координации движений, расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта, ослабление либидо и потенции, следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния, специфический запах изо рта, запах одежды.

Эмоциональные нарушения

пониженное или повышенное настроение, повышенная возбудимость, несдержанность, беспокойство, тревога, страх, суточные колебания аффектов, эмоциональная лабильность, неустойчивость аффектов, безучастие, подавленность, заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость, эмоциональная тусклость, замедленная или несвязная речь, гипомимичность, ипохондрия, суицидальные тенденции, истеричность, тоскливо-злобное настроение.

Очевидные признаки использования ПАВ

Следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях.

Шприцы, медицинские иглы.

Закопченные ложечки.

Маленькие закопченные ложечки.

Бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.

Таблетки, капсулы, успокающего, снотворного или обезболивающего действия.

Наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.

 

Правила, которых следует придерживаться, если возникло подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ?

Общие положения

Проанализировать факты.

Не сообщать случайным людям о подозрении.

Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.

Что делать родителям?

Обсуждать на семейном совете возникающую проблему. Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания. Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ. Объяснить опасность употребления ПАВ. Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания. Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных профилактических мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания). Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям. Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.

Что делать педагогу?

Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.

Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.

Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.

Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.

Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.

В случаях продолжения наркотизации ставьте вопрос об организации лечебной и реабилитационной помощи в специализированном наркотическом учреждении (центр, больница и пр.).

 

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!