Информация для родителей

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для родителей

Трудные подростки

 

 

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству (другими словами, они похваляются тем, чего у них нет, строят из себя то, чем вовсе не являются), не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.

Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!

Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Педагог-психолог: Чарыкова Е.В.

 

Возрастные особенности развития младшего школьника

Поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие о г них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость.

 На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо предварительно решить две важные задачи. Первая из них состоит в том. чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических устий, быть внимательными, усидчивыми. Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого тоже неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям.

 Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют далеко не все дети. Многие из них быстро устают.

Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В Других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучению рисованию и письму.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые люди начинают предъявлять к нему повышенные требования.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.  Из «натуральных», по словам Л.С. Выготского, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок иного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуются заметные различия. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития, У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Внимание становится произвольным, но еще довольно долго сильным и конкурирующим с произвольным,  остается непроизвольное внимание детей.

Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года ._ Учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии ,-• Опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, занятый Учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Педагог-психолог: Чарыкова Е.В.

 

Памятка для родителей

"Трудный" подросток. Что же делать родителям?


• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений. Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

• Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

• Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

• Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

• Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

• Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

• Позволь те подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

• Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

 

Стили родительского воспитания

И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Далее хотелось бы привести примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности вашего ребенка (по М.Кравцовой).

 

Авторитарный  стиль воспитания

 

Общение  между детьми и родителями как такового не происходит, его  заменяют  жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают  приказания  и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения  не допускается.

Дети  в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы  и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными  и зависимыми  на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики  могут  стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно  реагировать  на запрещающее и карающее окружение, в котором  их растили.

 

Либеральный  стиль воспитания

 

Родители  почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для  общения  с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном  руководстве со стороны родителей.

Отсутствие  каких-либо ограничений приводит к непослушанию  и агрессивности, дети  часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим  слабостям,  импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких  семьях  становятся активными, решительными и творческими личностями.  Если же  попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны  родителей,  ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим  самым  разрушительным импульсам.

 

Отвергающий  стиль воспитания

 

Своим  поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка.  Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально  нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок  изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш  на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся,  о нем  заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как  правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо  забитыми,  замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке  чувство  протеста. В характере формируются черты неустойчивости,  негативизма,  особенно в отношении взрослых.

 

Индифферентный  стиль воспитания

 

Родители  не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны  к ним,  закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные  проблемы, что  у них просто не остается времени и сил  на воспитание детей.

Если  безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может  проявить  склонность к асоциальному поведению.

 

Гиперсоциальный  стиль воспитания

 

Родители  стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному"  воспитанию ребенка.

Дети  в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны  и исполнительны. Они  вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.

Результатом  такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение  ребенка,  иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический  стиль воспитания

Ребенку,  часто единственному, долгожданному, навязывается представление  о себе как  о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом  жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются,  приносятся в жертву ребенку.

В результате  он не умеет понимать и принимать во внимание  интересы  других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает  любые  преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

 

Авторитетный  стиль воспитания

 

Наиболее  эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности  ребенка.  Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей.  Открыты для  общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения,  допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети  в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе,  у них  развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся  в школе  и обладают высокой самооценкой.

Отсутствие  или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной  появления  у ребенка не только целого ряда отрицательных,  а то и просто тяжелых психических состояний, начиная  от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций,  гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных  психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка.  Какими бы  ни были прекрасными условия, в которых воспитываются  дети-сироты или  дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или  идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо  на свете.

Тема  любви к ребенку широка и многогранна. Этим разговором  мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные  вопросы,  касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой  женщине,  которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить  собственного ребенка, подскажет не только опыт и знание  предмета  обсуждения, но и собственное материнское сердце.

Самое главное — всегда помнить, что ваша  любовь  к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что  он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку  он получил в школе или какую вазу случайно разбил.  Он должен  знать, что вы его любите просто так, просто за то, что  он есть!  И не забывайте про уважение к собственным дочерям  и сыновьям! Если в ваших отношениях царят тепло, внимание,  любовь  и уважение, то ваш ребенок будет расти и развиваться  беспрепятственно!

Педагог-психолог: Чарыкова Е.В.

 

 

Я стояла около эскалатора и вдруг заметила молодую маму, которая пыталась заставить свою маленькую дочку встать на движущиеся ступени. Ребенок, которому на вид было года четыре, отставал, цеплялся за перила и рыдал: "Нет, нет, мама, я боюсь!" Мать, руки которой были полны свертков, продолжала дергать ребенка. "Не будь такой маленькой, - говорила она ей, - мне стыдно за тебя. Здесь нет ничего страшного".  В этот момент высокий седой мужчина, который ждал, чтобы пройти на эскалатор, наклонился к маленькой девочке и сказал: "Ты знаешь, что это такое? Это лесенка для маленьких крольчат. Ночью, когда магазин закрыт, они прыгают по ступенькам. Это их любимая игра. Но днем кролики пугаются людей и прячутся, разрешая мальчикам и девочкам ездить по их ступенькам до ночи". Девочка внимательно посмотрела на него. Затем с серьезным выражением лица доверчиво взяла его за руку, и они вместе поехали вверх по эскалатору. "Как чудесно", подумала я про себя. Должно быть, у этого мужчины есть дети и внуки, раз он умеет так хорошо отвлечь ребенка. Но что-то в этой ситуации заставляло меня вновь и вновь возвращаться к ней. Все было так мило - и все-таки что-то было не так.
Я поняла это позже, вечером. Беда была в том, что, хотя девочку и убедили подняться по эскалатору, никто не сказал ей, что вполне нормально то, что она боится. А это намного важнее, чем просто отвлечь ее. Страхи маленьких детей часто имеют так мало общего с реальностью, что взрослые почти постоянно повторяют "ничего страшного". Помню, я сама все время говорила так, когда дочка была маленькой. Как жаль, что тогда я не была такой мудрой, какой кажусь себе сейчас!
Что я усвоила за эти годы, так это то, что иррациональные страхи часто бывают намного сильнее, чем страхи реальные, и именно они преобладают в раннем детстве. Чувства собственной неадекватности и непривлекательности у взрослых связаны с тем, что, когда в детстве они признавались, что им страшно в той или иной ситуации, им говорили, что они наивны, глупы и неразумны.
Что меня больше всего задело в случае с маленькой девочкой у эскалатора, так это то, что я не успела с ней поговорить. Я бы сказала ей: "Это ничего, что ты боишься. Все маленькие дети чего-то боятся". Затем, может быть, и добавила: "А раз ты боишься, может быть, тебе поможет, если я расскажу тебе забавную сказку... или возьму тебя на руки"
Маленьким детям крайне необходимо знать, что они нормальны и достойны любви. Ужасно испытывать чувства, которые другие люди не понимают. Плохо само по себе бояться грозы или темноты, и еще страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение или сердятся на тебя за это.
Детские страхи подобны ощущению усталости, когда малыш просто не может держать происходящее под контролем. Эти ощущения захлестывают его целиком. Если бы ими можно было управлять, мы бы имели дело со взрослым, а не с ребенком. Когда кажется, что маленький ребенок все время чего-то боится, нам надо проанализировать, откуда берутся страхи и что они означают.
"Когда я была маленькой девочкой, - вспоминала моя подруга, - я боялась льва, который заходил ночью в мою комнату. Отец старался подбодрить меня, говоря, что это невозможно и что все львы живут в зоопарке. Это совсем не помогало, потому что я знала, что он прав; когда он был рядом, все львы были действительно в зоопарке. Но именно тогда, когда я оставалась одна в темноте, один лев уходил из зоопарка и приходил, чтобы растерзать меня. Это казалось мне столь ясным и логичным, что я не могла понять, почему отец не понимал меня".
Взрослым следует помнить, что маленькие дети видят мир совсем иным. Например, когда моей дочери было четыре года, она ужасно боялась темноты. Ночник в ее комнате и свет в коридоре, похоже, не помогали. И несмотря на то что я прочитала все книги по детской психологии, я вела себя как любая другая усталая, изнуренная и загнанная мать. "В темноте нет ничего страшного", - настаивала я. Однажды ночью дочь посмотрела на меня серьезными глазами и сказала: "Я не боюсь твоей темноты, я боюсь своей темноты". Мы не можем отмахнуться от богатых и сильных впечатлений, которые дает нам фантазия, сочтя их несущественными или нереальными. Делать так - значит отсекать от ребенка его самые глубокие переживания.
Чего бы ни боялся ребенок на эскалаторе - его страх был весьма реальным. Говорить ему, что он глупый, не значит избавить от страха. А если будете намекать, что он плохой, раз так мешает маме, можно вызвать у него ощущение, что с ним что-то не в порядке, что он не заслуживает любви. Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что они боятся, что тем самым они закрепят их и даже будут способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует, и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи.
Одна мать очень рассердилась на меня, когда я сказала ее плачущему ребенку: "Я знаю, как ужасно ты себя чувствуешь из-за того, что мама собирается оставить тебя здесь, в детском саду". Как объяснила мать: "Я так стараюсь убедить дочь, что здесь нет ничего страшного, а вы своими словами сводите на нет всю мою огромную работу!" Ее гнев, однако, перешел в смущение, когда девочка зарылась в мои колени, посасывая палец и слегка хныча, но больше не рыдая.
В подобной же ситуации оказался один отец, который старался загнать сына в море. Мальчик плакал, в его глазах был испуг, но отец продолжал спрашивать: "Что с тобой? Почему ты ведешь себя как маленький? Ты думаешь, я дам тебе утонуть? В воде так здорово!" Когда я бесцеремонно вмешалась, чтобы сказать: "Мальчик, эти волны действительно пугают, я знаю множество мальчиков и девочек, которые боятся моря", - отец, вероятно, с трудом сдержал желание стукнуть меня. Мальчик убежал играть в песке, а его отец сказал: "Это уж слишком для вашей расчудесной психологии. Вы же фактически сказали ему, что он правильно боится. Теперь он никогда не полезет в воду".  Я не говорила мальчику, правильно или неправильно он боится; все, что я сделала, это признала реальность его страха. Мать мальчика, по-видимому, поняла меня. Через несколько минут она играла с сыном, убегая от "гадких маленьких волн, которые нас кусают". Мальчуган замечательно проводил время, стараясь преодолеть свой страх, забегая в воду и возвращаясь с криками и смехом на берег.    Когда вы говорите ребенку, что вы понимаете его страх и что многие дети чувствуют то же, вы освобождаете его энергию для преодоления боязни. Ребенок, который чувствует: "Я нормальный и хороший", обладает достаточной энергией, чтобы справиться со страхами. Самый смелый ребенок в кабинете врача - это тот, которому сказали: "Ты, может быть, испугаешься, и тогда стоит поплакать. Я буду крепко держать тебя за руку, и все скоро закончится". С такой моральной поддержкой вряд ли найдется что-нибудь такое, чего ребенок не смог бы сделать.

•    Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
•    Помогите ребенку наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, уточнение распорядка дня, определение последовательности приготовления уроков. Приступать к домашнему заданию лучше через час-два после возвращения из школы.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий. Не переделывайте классную работу, можно только исправить ошибки.
•    Если ребенок не понял задачи, которую объясняли в школе, повторите объяснение дома. Ни в коем случае не решайте домашнее задание. Если вы нашли ошибки, весело скажите, что работу он сделал хорошо, только допустил две ошибки. Пусть найдет их сам. Постепенно степень контроля должна снижаться. Когда ребенок научится все делать самостоятельно, вам он будет показывать только результат.
•    Учитель не должен обсуждаться, так как ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Психологи утверждают, что именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.


Успехов Вам в воспитании детей!

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 41                              Н.Н.Косцова

Бытует мнение, что от маньяка спастись нельзя. Но приложить усилия к тому, чтобы с ним не встретиться, можно и нужно. Разъяснительные беседы следует вести, когда ваш ребенок начинает самостоятельно выходить из дома.

•    Пересилите ситуации, в которых ВСЕГДА нужно отказывать: когда кто-то предлагает покататься на машине, показать котёнка в подвале, говорит, что у него домам красивые игрушки, или что его прислала мама.
•    Убедите, что не каждый взрослый может ему приказывать, что делать, а уважение к старшим совсем не означает полное послушание.
•    Проследите за тем чтобы он играл в местах, где могут видеть люди.
•    Запретите ребенку подниматься в лифте с незнакомыми людьми.
•    Объясните ребенку: если взрослый его обнимал, целовал или просто прикасался и при этом просил ничего не рассказывать папе с мамой, он поступил плохо и родители должны об этом знать, даже если это близкий человек.

Скажите ему, что есть части тела, к которым никому нельзя прикасаться. Делайте это тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям.

•    Если он не знает, как поступить в той или иной ситуации, научите его задать себе вопрос: «Согласилась бы мама на то, что я хочу сделать?»


Что должно насторожить родителей?

Чтобы вовремя оказать пострадавшему малышу медицинскую и психологическую помощь, родители должны уметь вовремя распознать беду. Ведь часто, заметив, что с ребенком твориться что-то не ладное, они меньше всего склонны думать о том, что он подвергся сексуальному насилию. Поводом для тревоги должны стать такие изменения в поведении ребенка:

•    Дает вам понять, что у него есть страшная тайна.
•    В его рисунках появляются сексуальные мотивы.
•    Он становиться грустным, не выходит из дома, не играет со сверстниками.
•    На членов семьи, знакомых, которых раньше очень любил, Реагирует со страхом.
•    В играх отображаются ситуации, характерные для половых актов.
•    Начинает писаться ночью, хотя раньше с ним этого не случалось.
•    Имеет больше денег, чем получает, и не может объяснить, откуда он их взял.




Когда родители узнают правду


Страшно представить ощущения родителей, которые узнают о том, что их ребенок подвергся сексуальному насилию. Но как бы вы не были напуганы, сохраняйте спокойствие. От ваших реакций во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.

Вот что нужно делать в такой ситуации:

•    Выслушать ребенка до конца, не перебивая его. Внимательно отнеситесь к его словам, не отбрасывайте даже самые не вероятные факты. Убедите его, что вы ему верите и похвалите за то, что он вам все рассказа о произошедшем.
•    Поговорите с ним. Постарайтесь узнать точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно.
•    Успокойте ребенка, избавьте от чувства вины и стыда. Дайте ему понять, что вы его любите, ободряйте его, как только увидите, что он нуждается.
•    Помогите ему как можно скорее вернуться к привычной жизни: играм со сверстниками, занятиям в кружках и т.д.
•    Обязанности обратитесь за профессиональной помощью психологической, юридической и медицинской помощью.


Будьте внимательны к себе и своим детям!



Педагог-психолог МАОУ СОШ № 41                                                 Н.Н.Косцова

•    Обязательно поговорите с ребенком серьезно. Выясните, что      беспокоит его в связи с посещением школы.
•     Встретьтесь с учителем, возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, запугивающий вашего ребенка, или дети, которые насмехаются над ним, или неуспеваемость.
•       Внезапное изменение в поведении ребенка может быть связано с обстановкой дома. Если такая проблема существует, не пытайтесь обманывать ребенка, говорите ему правду, но не вдавайтесь в подробности. Скажите ребенку, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ходить в школу и успешно учиться.
•       Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть идеально хорошим и спокойным.
•       Объясните ребенку, что ему самому придется решать возникающие проблемы, и вы всегда ему в этом поможете.
•       Постарайтесь напоминать ребенку интересные и веселые случаи, которые произошли с ним в школе. Это его поддержит. Хвалите его за старания.
•       Благодарите учителей за преподавание, хорошее отношение к детям, это настроит человека доброжелательно к вашему ребенку.
•    Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти.
•       Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
•    Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
•     Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
•       Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным.

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 41                      Н.Н.Косцова

  Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
•      Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
•      Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
•      Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
•      Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
•     С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
•      Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для отдыха.
Успехов Вам в воспитании детей!
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 41              Н.Н.Косцова

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!