Информация для родителей

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для родителей

В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. В большинстве случаев побег из дома - это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

         Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

         Довольно часто обстановка в семье далека от благополучия. В силу своих морально-нравственных качеств, наличия химических зависимостей, отсутствия интереса к собственному ребенку (детям) родители реализуют деструктивные стили внутрисемейного взаимодействия. Систематические конфликты, ссоры, выяснение отношений с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений ребенка способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми. Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать ему поддержку, быть внимательными к нему.

         Уважаемые Родители!

- Будьте снисходительны и терпеливы, принимайте ребёнка таким, какой он есть. Частые причины ухода — нежелание родителей принимать интересы ребёнка, его друзей, форму одежды или эксперименты с внешним видом. Побег — это протест. Обычно за ним стоит определенное требование ребенка смягчить какие-либо условия.

- Уважайте ребёнка, его интересы, чувства и желания. Разделяйте себя и ребенка, вы не единое существо. Наблюдайте за его эмоциональным состоянием. Эмоции детей — то, что родители часто не учитывают как важный фактор. Но именно они становятся причиной принятия резких решений.

- Не бейте, не унижайте, не оскорбляйте — это всё психологическое и физическое насилие. Доверительные отношения с детьми — залог безопасности ребёнка. Запреты и наказания ведут к тому, что между вами нет диалога и понимания. Чрезмерный контроль загоняет ребёнка в состояние страха, не оставляет ему выбора.

- Всегда и в любой ситуации разговаривайте с ребёнком! Задавайте вопросы о жизни ребёнка и, получая ответы, избегайте осуждения, обвинения и не стыдите. Тогда он будет готов вам доверять. Спрашивайте ребёнка, как прошел его день; узнайте, где он бывает, кто его друзья и чем он увлекается. Не ругайте его за мысли, которые не совпадают с вашими.

- В конфликтных ситуациях защищайте ребёнка, показывайте, что вы на его стороне. Конфликты с друзьями и учителями и тем более буллинг могут сильно усложнить жизнь ребёнка. Важно, чтобы у него был союзник. Учите ребенка не бояться конфликтовать и проходить через ссоры достойно, конструктивно: без криков и оскорблений, в диалоге и уважении.

 -Обсуждайте правила безопасности и почему они важны. Недостаточно один раз поговорить с ребёнком и считать дело сделанным. Дети быстро все забывают. Старайтесь не запугать ребенка тем, что кругом одни опасности, пытаясь его обезопасить. Важно проговаривать конкретные ситуации в его расписании, которые могут возникнуть, и сценарии поведения в них.

-Если ребёнок пропал, нужно звонить в полицию или поисковый отряд сразу, а не ждать 24 часа. Существует мнение, что полиция не принимает заявление, если не прошёл день с момента пропажи. Это не так. Сразу сообщите всем родным, друзьям, учителям, родителям друзей, волонтерским организациям и просите содействия. Перепроверяйте чердак, подъезд и лестницу своего дома: иногда ребенку просто не хватает смелости вернуться домой!

-На случай, если ребёнок потерялся или убежал, важно, чтобы телефон ребёнка всегда был заряжен, геолокация включена. Положите ему в карман бумажку с вашим телефоном и адресом. Но если детей 7–11 лет еще можно контролировать, подросток будет протестовать против контроля, и ваши главные инструменты — это доверие и умение приходить к четким договоренностям.

Когда ребёнок нашёлся, не ругайте его! От вашей реакции зависит его поведение в будущем. Объясните ему, что вы волновались, и расскажите о бедах, которые могли с ним произойти. Важно не напугать ребенка наказанием, чтобы не было желания убегать и прятаться в следующий раз. Дом должен быть местом силы для ребенка, где его примут и поймут.


            Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, в образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

 

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

 

Чем психолог может помочь ребенку?

 

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

 

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

 

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратиться к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

 

По каким признакам можно заметить суицидальное настроение у подростка? Что надо делать?

Шантаж суицидом — не гарантия безопасности.

— Подростки часто ведут себя вызывающе. Как понять, действительно ли ребенок в опасности, или он, таким образом, пытается манипулировать родителями?

— Начнем с того, что суицидов бывает несколько видов. Наиболее распространенный – демонстративно-шантажный суицид. Его цель – привлечь к себе внимание, быстро получить желаемое, наказать обидчиков, в общем, все, что угодно, но только не уйти из жизни.

Логика проста: «Ах так, вы у меня телефон забрали, в компьютер играть не разрешаете, уроки делать заставляете, гулять не отпускаете — сейчас я вам покажу!» Это могут быть не только словесные угрозы. Например, ребенок может открыть окно и даже наступить на подоконник, свеситься с балкона, поцарапать себе вены, размахивать ножом.

Несмотря на то, что такой тип поведения носит явно манипулятивный, шантажный характер, важно помнить, что опасность для жизни при этом все равно существует: ведь можно просто поскользнуться или неверно все рассчитать.

Второй тип: истинные суициды, самые опасные. Они, как правило, планируются заранее, цель здесь – уйти из жизни, при этом обычно тщательно обдумывается и способ, и обстоятельства, и сроки. Такие решения чаще всего вызваны невыносимыми для человека душевными переживаниями или жизненными обстоятельствами, к которым человек никак не может приспособиться.

При этом подросток может дать себе определенное время, например, неделю, месяц или полгода, за которые он должен изменить сложившуюся ситуацию, изменить отношение к ней, справиться со своими переживаниями, что-то доказать себе или другим, найти смысл.

А если это не удается в указанные сроки, то в его восприятии жизнь обесценивается и лишается смысла. Подобные самоубийства нередко совершаются тайно, чтобы никто не смог оказать помощь.

В группе риска здесь подростки с высоким уровнем тревоги, болезненно переживающие любые неудачи, неуверенные в себе.

Третий тип – суициды, которые совершаются внезапно на высоте эмоциональных переживаний. Случилось что-то страшное, и человек, находясь на пике эмоций, не смог с этим справиться.

Такие суициды не планируются заранее, обычно это происходит за несколько секунд или минут. Человек даже не успевает объективно оценить, что произошло.

На такой вид суицида повлиять сложно, но, если рядом находятся люди, то  удержать находящегося в аффекте от такого шага можно и нужно.

Когда начинать тревожиться?

 

 По каким конкретным признакам можно заметить суицидальные настроения ребенка?

— Это могут быть изменения в настроении, в поведении, в высказываниях подростка.

Первый такой признак — перепады настроения. Подросток становится вспыльчивым по пустякам или наоборот, теряет интерес к прежним радостям жизни, становится замкнутым, безразличным, пассивным, отгороженным.

Могут быть тревожные состояния, беспричинные, на первый взгляд, слезы, либо агрессия, могут появляться нарушения сна  — сложности при засыпании, поверхностный сон, отсутствие чувства отдыха после сна, сонливость и слабость в течение дня. Внимание становиться более рассеянным, это может отразиться на учебе. Подросток может отгораживаться от друзей, предпочитая компьютер личному общению.

Второй тревожный признак – определенные высказывания, прямые или косвенные. Подросток может прямо заявить о том, что жизнь скучна, люди предсказуемы, доверять им нельзя, смысла в жизни нет, также может рассуждать о смерти, писать депрессивно окрашенные стихи или рисовать такие же рисунки.

Третий признак – наличие форумов или групп в социальных сетях, обсуждающих самоубийства. Подростки, находясь в крайне подавленном состоянии, сами ищут такие группы и, к сожалению, находят, несмотря на активную борьбу правоохранителей.

На таких форумах суицид, к сожалению, может представляться, например, как проявление силы, что, конечно, далеко не соответствует истине.

Но люди, находящиеся в депрессии, начинают для себя рассматривать это вариант как реальный способ «решения проблемы».

Четвертый признак – снижение у подростка интереса к своему внешнему виду, негативные высказывания в собственный адрес. Человек, который задумал уйти из жизни, может перестать следить за собой. Забывает вовремя поесть, или ест без аппетита любимые ранее блюда. Может пренебрегать правилами гигиены, ранее неукоснительно соблюдавшимися.

Очень тревожный сигнал – если подросток начинает раздаривать любимые личные вещи: одежду, игрушки, украшения. Это – сигнал SOS, невысказанная просьба о помощи, крик о том, что в душе очень серьезная травма.

Дети, раньше не обремененные тягой к приключениям, могут уходить из дома. Меняется круг общения, подростки больше не общаются со старыми друзьями, могут поменять круг общения, часто отдавая предпочтение виртуальному общению, или вообще ни с кем не общаться.

Очень часто перед совершением истинного суицида, который подросток продумал до мелочей, отмечается приподнятое настроение, даже эйфория. Со стороны родителей это нередко ошибочно воспринимается как знак, что проблема наконец-то решена, и они теряют бдительность. Тогда может произойти непоправимое.

Если опасность подтвердилась – обращайтесь за помощь!

 

Что делать родителям, если они заметили тревожные признаки?

— Человек, находящийся в тяжелом душевном состоянии, часто не может помочь себе сам.

Подавляющее большинство людей, и взрослых, и подростков, которые задумали истинный суицид, очень ждут, чтобы им помогли выйти из тяжелого душевного состояния, помогли решить проблему, с которой они не справляются.

Поэтому, если вы заметили эту скрытую сторону жизни своего ребенка, постарайтесь доверительно с ним поговорить, попробуйте мягко расспросить, о чем он переживает.

— А если ребенок молчит?

— Если подросток в таком состоянии не хочет говорить с семьей, нужно обязательно обратиться к специалистам.

Это может сделать ребенок независимо от родителей — любые сведения о проблеме, сообщенные ребенком специалисту, конфиденциальны и не сообщаются родителям, если подросток того не желает. Это прописано в законе.

Человек может доверить профессионалу свою душевную боль, и специалист подскажет массу вариантов выхода из ситуации.

 

Проблема зависимости ребенка от гаджетов – одна из самых распространенных. Когда наступает стадия зависимости и как отучить ребенка от планшета и смартфона.

Расходы на смартфоны и планшеты, которые родители приобретают для учеников к началу учебного года, в этом году существенно выросли по сравнению с прошлым: на смартфоны для школьников россияне стали тратить на 30% больше, а на планшеты – на 26%. 

"Когда ко мне приходят родители с ребенком младшего школьного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета, то возникает логичный вопрос к родителям: "Кто приучил?"

Порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с девайсами, в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 

Причин, по которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая – занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.

Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает исключительно гаджетами.

Зачем семилетнему ребенку телефон за 15 тысяч рублей, родители часто отвечают, что у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, с кнопочным "он будет изгоем среди них". Родители видят в этом способ сблизить ребенка с одноклассниками и сверстниками.

В такой ситуации именно эти телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того? Ведь если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты, родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с друзьями.

Начать работу с родителями над возникающими трудностями именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой ситуации, не обвиняя ребенка.

Негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.

"Порой говорят, что "сейчас другое время и дети другие". Я согласна, но мозг также нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие моторики".

Частично проблема в том, что на экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю сфокусироваться и осмыслить информацию.

"Ребенок становится информативно "всеядным", а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что ребенку трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным. Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не тренировано, мышление не развивается".

 

Рекомендации:

Шаг 1: пересмотреть отношения

"Во время консультаций я спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с сыном или дочерью? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но это не совместная деятельность! Зачастую совместная занятость обычной семьи заканчивается на машинах к бабушке раз в неделю или прогулке в парке, но этого мало".

Можно сравнить отношения между родителем и ребенком с отношениями мужчины и женщины.

"Представляете ситуацию: мужчина вас любит, одевает, обеспечивает жильем и продуктами, заботится, но времени с вами не проводит, он появляется только на два часа в неделю, чтобы с вами погулять и все. Вас устроят такие отношения? Нет.

А с детьми это нормально: накормили, одели, обули, игрушки купили. А любовь где?".

Проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями, просите ли советов.

"Если дитя уходит в гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство".

При этом в компьютерных играх, в общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: "Не хочу, лучше в телефоне посижу".

На этой стадии "нездоровых" отношений с техникой необходимо обращаться за помощью к специалисту и учиться по-новому, выстраивать общение и отношения.

 

Шаг 2: найти замену

Как правило, самый популярный метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то подумайте о том, что дать взамен.

"Нельзя у ребенка забрать удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий. Представляете, как повысится самооценка ребенка".

В борьбе с гаджетами главное оружие – это родительская мудрость. В практике были примеры, когда ребенок пользуется Youtube или Instagram, ищет там что-то развивающее и полезное. Девочка увидела на Youtube, как делают ростовые цветы, у нее появилась идея на юбилей бабушки сделать такие же цветы, и она это сделала вместе со своей семьей. В этом случае гаджет объединил семью и помог принести радость".

 

Шаг 3: общаться вживую

Можно завести семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.

Что страшного – выпустить из рук на вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?

 

Шаг 4: быть примером

"У нас самих у многих зависимость от гаджетов, это я и по родителям вижу. Как и чем мы наполняем свой досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример, мы показываем своим детям".

 

Шаг 5: приучать к ответственности

Сколько времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, необходимо учитывать возраст ребенка. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в общей сложности от 5 до 15 минут в день.

Пяти-шестилетнему дошкольнику не повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам временные границы можно расширить от часа до полутора.

При этом нужно совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать время.

"Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки будет играть?".  

В случаях нарушения договоренностей говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и искать варианты как это можно исправить.

Наша задача – показывать нашим детям, что их жизнь и отношения к жизни в их руках.

 

Дети такие фантазеры, что их историям позавидовали бы самые лучшие писатели-сказочники в мире. В детские рассказы просто-таки невозможно не верить – а как иначе, ведь они не умеют обманывать ради выгоды. Или умеют? Как бы ни печально это звучало, но карапузы обманывают взрослых куда чаще, чем это можно себе представить. Вот статистика для наглядности: ученые выяснили, что в возрасте трех лет ребенок врет 1 раз примерно в два часа, а уже в возрасте 6 лет он говорит неправду два, а то и три раза за это же время. Исходя из этих данных, несложно догадаться, что чем старше становится кроха, тем чаще он обманывает, причем взрослея, он начинает делать это осознанно. Что же делать родителям, которые столкнулись с проблемой детского обмана? Можно ли как то отучить своего ребенка врать?

Источники лжи

Если подходить к проблеме с научной стороны, т.е. с точки зрения психологии, то можно выделить такие основные причины, почему ребенок стал врать:

  1. Ложь во благо имиджа.Чаще всего детки начинают обманывать не потому что они поставили перед собой цель что-то скрыть намеренно, а потому что такая реальность в их глазах кажется им более привлекательной. Как правило, это «работает» перед сверстниками, для которых, собственно, и выдумывается приукрашенная история. К примеру, сестра переселилась жить в Америку, а папа – крупный бизнесмен и зарабатывает по миллиону в день. Такие истории из уст малыша, конечно же, звучат смешно для взрослого человека, а вот для сверстника, который не догадался так преподнести каждого из членов своей семьи, рассказ покажется очень даже правдоподобным.
  2. Страх.Одна из самых распространенных причин, по которой ребенок врет родителям. В этом случае кроха просто боится причинно-следственной связи – проще говоря, он понимает, что поступил неправильно, и думает, что если он расскажет правду, то его попросту накажут. Кроме страха перед наказанием, ребенок также может обмануть из-за того, что он боится разочаровать или огорчить своих близких. В подобных ситуациях психологи советуют уделить внимание взаимоотношениям в семье, которые наверняка дали серьезную трещину.
  3. Ошибочное взросление.Стремление поскорее вырасти нередко подталкивает малыша врать родителям. Причем старшие домочадцы могут и не подозревать, что плохой пример подают именно они. К примеру, банальная ложь папы по поводу того, чем он сейчас занят, если об этом спрашивает мама, или просьба одного из членов семьи соврать по телефону, что его нет дома – все это может отложиться в сознании крошки как неотъемлемая часть быта или как элемент общения.
  4. Обман как способ лавированиямежду папой и мамой(или другими членами семьи). Проявляется такой вид детской лжи тогда, когда в семье складываются по какой-то причине недружелюбные отношения. Вот пример: мама не ладит со свекровью. Между собой они часто спорят, бывает, что даже без видимой на то причины, при этом делают это на глазах у ничего не понимающего ребенка. Чтобы не расстраивать маму, ребенок соглашается с ее мнением о поступках бабушки, а чтобы остаться в любимчиках у бабушки, малыш во всем соглашается с ней. А чтобы папа лишний раз не расстраивался по поводу плохих отношений мамы и бабушки, ему приходится и его обманывать.
  5. Ложь как способ обратить на себя внимание взрослых.Когда ребенок чувствует недостаток внимания со стороны самых близких для него людей, то он переживает стресс. Выходом из ситуации для него становится ложь. Нередко этот обман раскрывается родителями и те, в свою очередь, наказывают малыша. Но он все равно испытывает чувство удовлетворения – на него обратили внимание, а именно этого ему и нужно было.
  6. Ложь как протест.Достигая самого сложного для родителей возраста - 12-13 лет, ребенок осознает, что ему больше не нужно обо всем рассказывать маме с папой. Он считает себя уже достаточно взрослым и самостоятельным, поэтому решения он отныне вправе принимать самостоятельно. В результате не всегда все заканчивается так, как запланировал себе подросток, и об этом, конечно же, не стоит знать маме и папе.

Естественно, это далеко не все причины, почему ребенок врет. Как уверены психологи, у каждой детской лжи есть свои основания, и рассматривать их сквозь стандартную призму причин невозможно – каждый случай уникален и должен быть рассмотрен индивидуально.

Как понять, что малыш обманывает?

Детям хоть и свойственно обманывать родителей, но все же они не умеют делать это так искусно и совершенно, как, к примеру, политики. Распознать, что ребенок врет, не так уж и сложно – главное, внимательно присмотреться к тому, как он это говорит и что при этом делает. Признаки детской лжи следующие:

  • Когда ребенок обманывает, он никогда не будет смотреть вам в глаза. Если хотите его «раскусить», то попросите не отводить от вас взгляда – поверьте, на первой же фразе вы поймете, что ребенок врет.
  • Когда малыш обманывает, даже осознанно, он все равно чувствует неуверенность и дискомфорт. Поэтому он переминается с ноги на ногу и постоянно чешет себя то по голове, то по руке или по глазам, лбу, шее.
  • Если кроха в процессе своего рассказа/ответа на вопрос родителя постоянно запинается, то это звоночек для вас, что он, скорее всего, говорит вам не всю правду.
  • Сомневаетесь в том, что услышали от своего чада правду? Попросите его повторить все сказанное им – если ответ был придуман спонтанно, вряд ли он успел запомнить последовательность в своей истории.
  • Если ребенок врет, то выражение его лица будет меняться, а щечки с большой вероятностью покраснеют.
  • Кроха подносит палец ко рту или носу – это будут не вынужденные движения, а рефлекторные, и символизировать они будут о его лжи.
  • Когда руки малыша все время за спиной или в карманах, то это может говорить о его желании что-то утаить от родителя.

Что делать родителям, если их ребенок постоянно врет?

Как же научить ребенка, что нельзя врать? Можно ли как-то бороться с его постоянным обманом? На эти вопросы ответ у психологов уже есть. Но только он выглядит не в формате, что нужно делать, а скорее чего не нужно делать. Советы психологов следующие:

  1. Наказывать ребенка за ложь нельзя(имеются в виду не только телесные наказания, но и крик в его адрес) – он воспримет это как результат того, что вы узнали правду каким-то образом. Это может привести к тому, что в его подсознании крепко закрепиться взаимосвязь «узнают правду, значит, будут на меня кричать», что собственно и станет его подталкивать к постоянному вранью. Постарайтесь объяснить своему крошке, что врать – плохо, ведь намного лучше быть честным и открытым с родителями (важно делать это спокойно и без крика).
  2. Заставить ребенка сказать правду, пугая его какими-то наказаниями, к примеру, неделя без компьютерных игр и т.д., - это не выход. Под страхом наказания он вряд ли вам в чем-то признается, наоборот, он может даже закрыться от вас. Делать так однозначно не нужно.
  3. Не нужно сводить воспитание к постоянным запретам.Сами рассудите, если все ему запрещать, то он непременно найдет лазейку к желаемому через ложь.
  4. Ни в коем случае не зацикливайтесьтолько на положительных эмоциях крошки. Даже если он выражает по какой-то причине негативные эмоции (плохая оценка, ссора с другом), то они тоже должны восприниматься вами как норма. Если ребенок будет видеть, что его плохое настроение как-то вас расстраивает или даже злит, то он будет скрывать его от вас, тем более не расскажет правду о том, что у него случилось.
  5. Если ребенок стал постоянно врать, то, может, вы выбрали неверный метод воспитания. Откровенный разговорв подходящий момент поможет выяснить, что вы делаете не так.
  6. Постарайтесь научить малыша ликвидировать результаты проступков. Закрепите с ним такое правило: если ты что-то разбил или сломал, не нужно об этом лгать, лучше убери то, что разбил, или почини то, что сломал. В любой ситуации лучше всего признаться в содеянном – тебя не будут ругать или наказывать, если ты скажешь правду!
  7. Всегда оставайтесь для ребенка авторитетом и предметом для подражания. Учите ребенка быть честным во всем: рассказывайте за семейным ужином близким о том, как прошел ваш день, как можно чаще используйте выражение «я хочу тебе признаться…» – все это поможет наглядно показать ребенку, что быть честным со своими родными – это замечательно.
  8. Хвалите ребенказа его честность. Согласитесь, лучше лишний раз сказать ему «Молодчинка!» за честное признание, чем постоянно наказывать за проступки.

И самое главное – осознайте, что врать все мы начинаем не от того, что хотим скрыть что-либо. Это умение заложено в нас от природы, и лишь нам под силу «укротить» его. А детки, в силу своего малого возраста, пока не умеют этого делать, и без вашего правильного воспитания и чуткого присмотра их наивные фантазии быстро перерастут в постоянную ложь.

 

Адаптация первоклассников к школе.

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

Как помочь..?

Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата.  Уроки лучше  делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

Нельзя:

  1. Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
  2. Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
  3. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  4. Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
  5. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
  6. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  7. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

Больше движений.

От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 3-4 часа. Если ваш ребенок не очень любит уличные «гонки», можно записать его в бассейн или спортивную секцию. Специальные исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц. Влияет это и на обмен веществ.

Нельзя:

  1. Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  2. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  3. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

Психологическая адаптация.


Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.

Как помочь..?


Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».

Нельзя:

  1. Требовать от ребёнка только отличных   хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  2. Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
  3. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  4. Ругать ребёнка перед сном;
  5. Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  6. Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

Социальная адаптация.


Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

  1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
  3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Еще один важный момент. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно.

Памятка родителям первоклассников.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.  

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Полезные советы.


Покажите свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Обнимите ребёнка перед школьным порогом, поцелуйте, еще раз скажите, как любите его, как рады, что он уже вырос, что он - первоклассник!

Расскажите ребенку простую схему действий в затруднительных ситуациях в школе:
- Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи.
- Если чего-то не понял, подними руку, спроси.
- Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: "Можно выйти?",
то есть давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия. Именно это им понадобится, пока, на первых порах, они не знают, как правильно поступать.

Можно и даже нужно поделиться с ребенком своими впечатлениями о школе, что и у вас были трудности, но вы их преодолевали. Так ребенок почувствует большую уверенность в себе и в том, что получит от вас помощь и поддержку. Наши воспоминания о детстве работают на авторитет. Они делают родителей ближе, понятнее, раскрывают с неожиданной стороны.

Проблемы не решатся сами собой. Нужно решать их как можно скорее, в самом начале школьной жизни ребенка. Самый важный результат такой помощи – восстановление у ребенка положительного отношения к повседневной школьной деятельности. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно – улучшение его собственных результатов.
Родителям придется терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. И пусть школа еще очень долго останется сферой щадящего оценивания. Лучше всего смещать фокус внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий. Благодаря такой девальвации школьных ценностей можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы, которое в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

 

 

 

 

 

Наши дети растут – растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Еще совсем недавно основной проблемой было то, как и чем накормить этого вечного «нехочуху». Еще вчера главным было понятно объяснить, почему нельзя брать чужие игрушки... А сегодня ребенок уже сам учит нас, родителей, жить и частенько своим поведением ставит окружающих в тупик.
Каждый возраст хорош по-своему. В каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности…
Не исключением является и подростковый возраст. Конечно, "легких" возрастов не бывает, но переходный возраст, пожалуй, является  самым острым и болезненным как для самого ребенка, так и для всей семьи. Это самый долгий кризисный период, который характеризуется не только рядом физиологических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности ребенка, ее второе рождение. 
Поведение подростка в этот период отличается метаниями из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). И в то же время самонадеянность и безапелляционность, сентиментальность – и удивительная черствость по отношению к близким, стеснительность – и развязность (в основном показная, «на публику»), появление кумиров – и борьба с авторитетами, ну и классическая дилемма «быть как все – выделиться из толпы».
Подростковые сложности включают в себя неожиданные и резкие перепады настроения без достаточных на то причин, повышенное внимание к своей внешности, к оценке своей личности другими людьми. Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты – все меняется. Появляются новые интересы, причем все сразу и одновременно. Меняется круг общения, компания становится строго избирательной.
Состояние подростка можно сравнить с состоянием волнующихся, полных сил скаковых лошадей, нервно постукивающих копытами и с нетерпением ожидающих, когда же перед ними наконец откроются ворота. Они полны вдохновения и непременно хотят добиться победы на скачках.
Подростковый возраст - это один из самых сложных периодов не только  для подростка, но и для его родителей. Изменения в организме, изменения в психике - неравномерные и пугающие самого ребенка, требуют особого внимания со стороны взрослых.
Практически для всех родителей подростковый мир – это тайна за семью печатями. И хотя все взрослые проходили через этот этап в своей жизни, им бывает очень сложно понять собственных детей.
Родители, чаще всего, оказываются не готовыми к переменам, происходящим в их детях, не готовыми принять своего взрослеющего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и  мнения и, самое главное, не готовыми и изменить свое поведение и отношение к ним. В результате в этот период имеет место огромное множество детско-родительских конфликтов.
Как избежать этого? Как наладить отношения со своим взрослеющим чадом? Как понять, укладываются ли  изменения, происходящие с вашим ребенком в границы нормы, или же с ним действительно что-то не так? Какое поведение подростков – неизбежный атрибут нормального взросления, и что должно вас насторожить и подвигнуть к действиям, направленным на то, чтобы ситуацию изменить? А главное – как все это сделать, как со всем этим справится? Постараемся ответить на эти вопросы.
Начнем с того, что самое главное, что нужно понять родителям, а вместе с ними и  всем взрослым, что подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.
Подростковый кризис развития вынуждает подростка решить две противоречащих друг другу задачи: понять кто он, какой он вообще, сам по себе, отделившись от окружения, и, в то же время, понять кто он и какой он среди людей, определенно принадлежа какой-то группе.
И без родительской поддержки при решении этих задач подростку не обойтись. Но в это время подростку нужен не родитель-моралист, а родитель-друг, родитель-учитель, человек, который сможет понять переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться.
Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков и делать это надо так же заботливо, как в детстве, когда с пути малыша убирались острые предметы, представлявшие для него опасность. Только безусловная любовь и принятие подростка помогут ему и родителям без особых потерь пройти этот нелегкий для обеих сторон период.
Чтобы понять, как правильно действовать, как правильно общаться с взрослеющими детьми, рассмотрим, в чем больше всего нуждаются подростки в этот кризисный период.
Во-первых, подростки хотят иметь возможность самим решать, что носить и как выглядеть, что и когда есть, сколько и когда спать, с кем дружить, чем увлекаться и чем заниматься. При этом жизненного опыта для того, чтобы предвидеть возможные результаты своих решений, у них нет. И хорошо бы выстроить отношения так, чтобы родители могли помочь спрогнозировать последствия. А вот выбор и ответственность за результаты выбора осталась все же у самого подростка. Например, решение не ходить в школу в субботу может привести к осложнениям в отношении с учителем физики, который терпеть не может пропусков, и если подросток принимает решение все же не идти в школу, то и с учителем потом конфликт пусть тоже разрешает сам.
Во-вторых, подростку необходимо, чтобы за спиной, дома был надежный тыл – то есть место, где можно расслабиться и где тебя принимают и любят со всеми твоими несовершенствами и ошибками. Сложно бывает родителям отделить чувства, вызванные неправильными действиями подростка, от отношения к нему самому. Да, наши замечательные дети иногда делают ужасные вещи, но от этого они сами не становятся ужасными. Когда подросток понимает, что у него есть право на ошибку, то удивительным образом меньше ошибается и гораздо эффективнее делает выводы из ошибок.
В-третьих, как не удивительно, для подростка важно, чтобы требования со стороны родителей оставались ясными и определенными – это тоже, с одной стороны, увеличивает ощущение безопасности, а с другой, позволяет подростку учиться выстраивать собственные ясные границы в отношениях. Примером может быть такое требование, регулярно соблюдаемое: в своей комнате ты можешь убираться тогда, когда сочтешь нужным, но уборку общей территории мы делаем вместе по субботам, и ты пылесосишь и моешь пол.
В-четвертых, подростку жизненно необходимо иметь возможность оставаться в ненарушаемом одиночестве. И тут родителям бывает непросто справляться со своей тревогой и не терзать подростка вопросами: что ты там весь вечер сидишь один, что при этом у тебя такое лицо странное, а что за депрессивная музыка у тебя играет.
Понять и принять потребности ребенка в этом возрасте родителям бывает очень сложно: легче идти по проторенному пути, действовать по привычной схеме «Кто старше, тот и прав». Но действуя таким образом, или точнее, бездействуя, не избежать непонимания и ссор. 
На социальном уровне одна из основных потребностей подростка – это чувство взрослости. Поэтому главная обязанность родителей показать ребёнку, что его воспринимают как взрослого и одновременно помочь стать взрослым.
Конфликты неизбежны, если взрослые не меняют свое отношение к подростку. Приказы, упреки, требования послушания, угрозы - все это не будет работать. Подросток может подчиниться из-за угроз, но или замкнется в себе или пойдет на открытый бунт. И тогда доверие и близость будут утеряны и восстановить их будет очень непросто.
Если родители искренне хотят помочь подростку пройти этот сложный период без поражений, а с хорошими результатами, то есть только один выход – понять его и стать его другом. И относится к сыну или дочери нужно так же,  как к своему лучшему другу/подруге. Вы  же не станете кричать пришедшей к Вам в гости Вашей подруге: «Ты чего кинула куртку на кресло, вешалку не видишь?!» или «Ешь, что дают,  больше ничего не получишь!», или «Опять с Нинкой поругалась, бестолочь!»… Подруге своей вы такого не скажете. А сыну, дочери - ?
Говорить с подростком необходимо СПОКОЙНО, РОВНО и УВЕРЕННО. Вам нравится, когда на Вас кричат или Вам приказывают? Или командуют? Почему подросток должен воспринимать это как должное? 
Если подросток не слушается – Ваш крик и Ваши претензии вряд ли помогут сделать его послушным. В этом возрасте Вам необходимо научится договариваться. После того, как Вы научитесь спокойно договариваться со своим «трудным» подростком, Вы станете поистине талантливым дипломатом, который сможет договориться с кем угодно о чём угодно.

Учреждения системы профилактики, оказывающих экстренную помощь, в том числе анонимно, в случае выявления у ребенка признаков тревожности и депрессивного состояния:

 

- круглосуточный центр кризисной помощи областной клинической психиатрической больницы г.Тюмени: 8 (3452) 50–66–43; 8–800–220-8000,

- единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122;

- Служба экстренного реагирования «Ребёнок и семья»: 8-800-200-72-01, 8 (3452)91-72-01;

- центр суицидальной превенции: 8 (3452)50-66-39.

21 ноября 2020 года в МАОУ СОШ № 41 г. Тюмени прошло родительское собрание 5-6х классов в системе ZOOM. На родительском собрании выступил школьный педагог-психолог Ионина Лариса Владимировна. Также выступили инспектор по охране детства Халидова Алсу Фанировна и ведущий психолог центра «Семья» Кофанова Галина Геннадьевна.

Проблемы подросткового возраста и их решение

Проблемы подростков возникают на фоне бурного физического и психического развития в пубертатном периоде. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей, парадигмы семейного воспитания и других факторов, у одних подростков возникают острые проблемы, которые вызывают еще более острые эмоции, у других есть понимание, что все проблемы решаемы, и они стараются просто работать над собой, не впадая в панику или депрессию.

Причины психологических проблем у подростков

Причинами социальных проблем подростков иногда становятся самые неожиданные факторы, но психологи выделяют несколько из них, которые встречаются чаще всего.

Неправильное воспитание.

В зависимости от стиля воспитания в семье и доверительности отношений с родителями риск возникновения проблем подросткового периода может быть разным. Например, в авторитарной семье, где родители не склонны договариваться с ребенком, постоянно его критикуют, не считаются с его мнением и не дают ему возможности самостоятельно принимать решения, подросток чувствует себя подавленным, ощущает свою беспомощность и пытается вырваться из-под тотального контроля.

При попустительской системе воспитания в семье ребенок, хоть ему практически все дозволено, не чувствует себя нужным, не знает всех правил и границ поведения в обществе.

И у тех, и у других подростков однажды возникают какие-либо серьезные проблемы с реализацией их ведущей деятельности – общением. Они или не умеют общаться и плохо идут на контакт, или становятся отвергнутыми в результате неприемлемого для сверстников поведения: слишком замкнутого, чрезмерно прилипчивого, нечестного или навязчивого.

Интенсивный рост организма.

Внешний вид подростка весьма непропорционален, в связи, с чем у детей начинают формироваться комплексы: слишком высокий или низкий рост, раньше или позже других появившиеся признаки полового различия, неприятный запах, проблемы с кожей и прочее.

Тяга к компании сверстников.

Ведущая деятельность подросткового возраста, по мнению Л.С. Выготского, – общение со сверстниками. Первые проблемы здесь возникают у тех, кто не научился в дошкольном возрасте и в начальных классах качественно общаться. Одни не умеют налаживать контакт и поддерживать темы для разговоров, они часто страдают от сниженной самооценки и одиночества. Другие пытаются общаться слишком активно, в результате чего оказываются непринятыми, они также переживают от одиночества и отсутствия близкого окружения сверстников.

Появление ощущения взрослости.

Подросток считает себя взрослым: хочет сам принимать решения, тратить деньги, выражать свое мнение, демонстрировать свою свободу действий. При этом от «взрослой» жизни он хочет получать только положительные моменты. Но существует мир реальных взрослых, который ограничивает его: «Кроме прав не забывай про обязанности», «Нет такого слова – не хочу, есть слово – надо!», «Дома нужно быть в 10 вечера и ни минутой позже». В результате возникают конфликты, в которых подросток или проявляет агрессию, или чувствует себя беззащитным.

Психологические проблемы в подростковом возрасте

Попытки самоутвердиться.

Подростки пытаются доказать взрослым свою значимость и, одновременно, независимость от них. Реализовать эту потребность они пытаются разными способами. Девиантные проявления: побеги из дома, пристрастие к вредным привычкам, школьные прогулы дают подростку иллюзию, что он свободен и независим. Конфликты со взрослыми, упрямство в доказательстве своих решений, агрессия в ответ на попытки вмешаться в его частную жизнь также, по мнению ребенка, помогают ему продемонстрировать свою взрослость себе и окружающим.

Желание слиться с группой сверстников.

В зависимости от того, в какую референтную группу попал подросток, он станет положительным или отрицательным героем общества. Если его окружение стремится к каким-то знаниям и достижениям, то и он, скорее всего, будет за ними подтягиваться и проявлять себя в лучшем свете, чтобы быть принятым. В случае, когда вокруг оказались сверстники, нацеленные на криминал, вредные привычки, прогулы школы, то даже подросток, бывший ранее, по мнению взрослых, примерным, начнет соответствовать компании с той же целью – быть принятым.

Согласно мнению психологов, выбор референтной группы ребенком зависит от его изначальных интересов, а также от степени близости и доверия в отношениях с родителями. Если ему некомфортно в семье, то он, скорее всего, свяжется с «плохой компанией», так как завоевать их доверие и влиться в их группу проще, чем в компанию «положительных» детей.

Когда подростку в семье хватает уважения, тепла, любви и понимания, то он оказывается весьма самодостаточным, ему не нужно никому ничего доказывать, поэтому он не переживает, что подростки с положительными целями его не примут: он верит в себя и общается только ради удовольствия.

Слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида.

С этой проблемой социализации часто сталкиваются подростки с низкой самооценкой, ощущением собственной ненужности и незначимости, слабой нервной системой. Они не имеют друзей в школе и за ее пределами, не идут на контакт с родителями и взрослыми, отказываются от прежних увлечений и интересов, испытывают проблемы общения. Часто они перестают заботиться о себе: соблюдать гигиену, причесываться, вовремя есть и спать. В современном мире наиболее часто такие подростки уходят в виртуальный мир: анонимно общаются со сверстниками в сети, играют в онлайн-игры и пропадают за компьютером целый день.

Способы разрешения психологических проблем современных подростков

  • При деструктивном поведении, заключающемся в криминальных действиях или вредных привычках, важно вовремя установить с ребенком психологический контакт, найти для него нужные слова и направить его потребность самореализоваться в более мирное русло: спорт, искусство, творчество. Если родители чувствуют, что уже не могут самостоятельно повлиять на ситуацию, то следует обратиться к специалистам – психологам и психотерапевтам.
  • Для снижения риска попадания ребенка в «плохую» компанию важно поддерживать с ним эмоциональную связь, постоянно с ним разговаривать на интересующие его темы, демонстрировать свою любовь, но стараться ненавязчиво держать его поведение в позитивном русле, мягко сообщать о неприемлемости девиантного поведения в обществе.
  • Склонность к депрессиям обычно вызвана предрасположенностью к этому нервной системы, но обострение возникает на фоне непонимания и непринятия подростка взрослыми. При возникновении признаков депрессии: апатии, постоянной печали, уменьшении количества контактов, мыслях о своей ничтожности, важно вовремя разобраться в причинах и постараться вместе устранить их. Если ситуация выходит из-под контроля, то следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Ребенок, который с детства привык, что его слушают, что любую ситуацию можно спокойно обсудить, а проблему попытаться совместно решить, скорее всего, не будет пытаться доказать взрослым свою значимость: он и так знает, что его уважают. Поэтому важно поддерживать с ребенком связь и доброжелательные отношения еще до наступления пубертата.

Конечно, совсем без конфликтов с подростком обойтись невозможно, но решать их лучше конструктивно: обсуждать, вместе искать пути выхода, иногда идти на уступки и слушать мнение подростка. Чем больше родители и учителя давят и пытаются «поставить на место» взрослеющего человека, тем сильнее его протесты и изощреннее попытки доказать свою значимость. При этом пускать его поведение на самотек – тоже не вариант, важно поддерживать здоровое общение без упреков и унижений, в доброжелательной обстановке.

Проблемы подростков в современном мире возникают практически у всех представителей этого возраста, и их решение не всегда легко дается. Но чем более правильно при этом ведут себя взрослые, тем быстрее и спокойнее пройдет кризис. Необходимо оставаться с ребенком в контакте, независимо от его поведения. Не усугублять ситуацию нравоучениями и унижениями, не делать попыток вернуть поведение ребенка к тому, какое оно было в начальной школе. Во-первых, это тормозит развитие, а во-вторых, провоцирует на более сильное отторжение.

При возникновении ситуаций, когда родители понимают, что не могут справиться самостоятельно, нужно вовремя обращаться к специалистам – психологам и психотерапевтам. В ином случае повышается риск неблагополучных выходов из кризиса: девиантное и преступное поведение, суицид, клинические депрессии.

 

 

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!