Информация для родителей

Психолого-социально-педагогическая служба Информация для родителей

   Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики  (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также     обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать         ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что – неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.

ПОМНИТЕ:

только в читающей семье растут читающие дети!

 

   Ребёнок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребёнку перед сном.

  После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребёнком:

«Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше      понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное – создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.

 

  Вот ещё несколько советов, которые помогут вашим детям подружиться с книгой:

  1. Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться ребенку как самые счастливые. Но не пропустите момента, когда книга должна перекочевать из ваших рук в руки ребенка. Этот переход обычно происходит в возрасте 7–8 лет.
  2. Если ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посоветуйте ему  внимательно следить за читаемым текстом по книге.
  3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.
  4. Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.
  5. Собирайте домашнюю библиотеку!

 

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

 

Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.

    Замечания бывают разные. Можно с раздражением крикнуть: «У тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» Такое замечание ничему не научит ребёнка, а лишь отдалит его от вас. Замечания-приказы развивают в ребёнке боязливость, чувство неуверенности в своих силах. Он станет выполнять всё из страха перед вашим гневом. А ведь можно сказать и по- другому: «Я устала, наведи, пожалуйста, порядок в комнате сам». Такая фраза будет расценена ребёнком не как приказ, а как просьба близкого человека.

   Дети, как и взрослые, очень болезненно относятся к критике. Грубое резкое замечание        может заставить ребёнка замкнуться в себе, разрушить доверительные отношения. Поэтому   чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему вы просите ребёнка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к родителям. Забота о своих близких не должна превращаться в повинность, обязанность.

Правило первое. Ваше общение не должно строиться на основе авторитарного давления на ребёнка по типу: «Взрослый всегда прав». Школьник младших классов хочет быть равноправным членом семьи и часто не понимает, почему вам можно, а ему нельзя.

Правило второе. Стройте ваше общение с ребёнком на основе не требований -запретов («Я не разрешаю тебе играть на компьютере»), а требований-объяснений («Собери ранец      лучше вечером, потому что утром ты будешь торопиться и можешь что-нибудь забыть»).

Правило третье. Никогда не угрожайте и не обещайте наград! Старайтесь избегать фраз типа: «Если сделаешь в домашнем задании ошибки, то не будешь смотреть мультфильмы». Награду за хорошие отметки, отличное поведение лучше предъявляйте без предварительных          обещаний.

Правило четвёртое. Умейте выслушать ребёнка, даже если он говорит не то, что вы хотите. Помните, что каждый человек имеет право на своё мнение. Чаще устраивайте доброжелательные споры, в процессе которых рождается истина.

Правило пятое. Разговаривая с ребёнком, следите за интонацией своей речи, выражением лица, эмоциями, используйте юмор и шутку, они поднимут настроение. Чаще улыбайтесь своему ребенку!

Если обида, нанесённая вашему ребёнку, была единичной, то постарайтесь не вмешиваться в конфликт. Подскажите сыну или дочери, как помириться с одноклассниками, и пусть дети попробуют сами решить эту проблему.

  Если же вашего ребёнка дети обижают постоянно (обзывают, толкают, провоцируют на драку) и сам он не в состоянии справиться с данной проблемой, начинайте принимать меры. В первую очередь поговорите с учителем, выясните причину конфликта. Может быть, учитель, поговорив с ребятами, сможет разрешить их конфликт.

  Также попробуйте поговорить с родителями обидчиков (только предварительно согласуйте это с учителем). В разговоре сохраняйте терпение и доброжелательный тон. Помните, что вы не имеете права выяснять отношения с чужим ребёнком, тем более угрожать      ему. Хорошо, если бы дети вообще не были в курсе «выяснения отношений» между взрослыми.

  И последнее. Часто бывает так: сегодня дети – враги, а завтра – неразлучные друзья. Поэтому «не сжигайте за собой мосты», попробуйте сдружить детей с помощью совместных   прогулок, посещения разнообразных детских мероприятий.

   Одна из основных причин детской лжи кроется в завышенных требованиях родителей к своему ребёнку. Психологи считают: чем выше требования родителей, тем ниже у   ребёнка самооценка, тем чаще он прибегает к обману. Тем самым ребенок надеется выглядеть   как можно лучше в глазах мамы и папы и подменяет «горькую правду» «сладкой ложью». Часто он начинает обманывать из-за страха наказания.

   Пересмотрите свои требования к ребёнку, измените меры наказания, поговорите с ним   по душам, и, может быть, вопрос снимется сам собой.

   Иногда дети обманывают по причине чрезвычайно развитой фантазии. Они просто смешивают выдумку и реальность, при этом не понимают, что поступают плохо. Объясните вашему ребёнку разницу между вымыслом и обманом, покажите на конкретном примере последствия такого обмана, и проблема будет решена.

    Избавляться от застенчивости следует ещё в дошкольном возрасте. Иначе в 1-м   классе застенчивый ребёнок не сможет ответить ни на один вопрос учителя, даже если будет         прекрасно знать ответ.

   Чтобы ребёнок смог побороть свою робость, чаще создавайте ему такие ситуации, когда возникает необходимость общения с незнакомыми людьми. Например, поручите ему отвечать на телефонные звонки или, гуляя со своим ребенком, попросите его узнать у прохожего, который час.

   Чаще берите ребёнка с собой в гости, на различные мероприятия. Не забывайте и к себе         приглашать ребят, придумывайте различные игры для них.

   Ваш ребёнок должен принимать активное участие и в подготовке, и в проведении различных семейных торжеств. Пусть он надувает воздушные шары, накрывает стол к чаю, читает          стихи, поёт песни. Не забудьте обязательно похвалить ребенка в тот момент, когда он смог   преодолеть свою робость. Если ваш ребёнок не посещал детский сад, то обязательно запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, где он смог бы приобрести первые навыки общения в детском коллективе. Необходимо также посещать подготовительные курсы в школе, если они  есть.

    Ваше доброжелательное отношение, поддержка, уверенность, что всё получится, принесут свои плоды: ребёнок непременно преодолеет застенчивость.

Главное – найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра-соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра-путешествие, моральное или материальное стимулирование).

Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребёнком распорядок дня и активно поощряйте за его выполнение; объясните ему, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

  • Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.
  • Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.
  • Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите  телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.
  • Оговорите с ребёнком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы). Такой приём поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.
  • Подскажите ребёнку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).
  • Через каждые 15–25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.
  • Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник  не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите   ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон – важное условие   успешной помощи маленькому ученику.
  • Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.
  • Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь  показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.
  • Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребёнка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тет радь. Ребёнок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!
  • Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Если вы научите ребёнка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.

Стресс – это всегда нарушение привычного уклада жизни. В небольших количествах стресс нужен, чтобы помочь ребенку справляться с трудностями. Но при постоянном стрессе у ребёнка могут проявиться психомоторные нарушения в виде заикания, нервных тиков; невротические реакции – повышенная возбудимость или заторможенность; вредные привычки – сосание пальца, навязчивое грызение ногтей; нарушения сна, частые простудные заболевания. Взрослым необходимо научиться распознавать наличие у детей признаков эмоционального неблагополучия, не игнорировать неблагоприятные стрессовые симптомы, полагая, что все пройдет само собой. Создание безопасной психологической ситуации в семье, обстановки взаимопонимания и поддержки, формирование позитивной самооценки у ребёнка очень важны. Как же помочь ребёнку справиться со стрессом?

  1. Разговаривайте с ребенком о стрессе и его причинах:

Объясните ребенку, что стресс - это нормальная реакция организма на различные ситуации. Разговаривайте о том, какие события вызывают стресс у ребенка и как с ним справиться.

  1. Установите границы и режим дня:

Помогите ребенку определить четкие границы между учебой, отдыхом и сном. Это поможет ему лучше управлять своим временем и снизит уровень стресса.

  1. Учите ребенка техникам релаксации и медитации:

Обучите ребенка дыхательным упражнениям и техникам мышечной релаксации. Это поможет ему быстро снять стресс и успокоиться.

  1. Поддерживайте общение с ребенком:

Интересуйтесь его делами, успехами и проблемами. Это поможет ребенку чувствовать вашу поддержку и снизит его стресс.

  1. Помогите ребенку понять свои эмоции:

Научите ребенка распознавать свои эмоции и адекватно их выражать. Это поможет справиться со стрессом и избежать его негативных последствий.

  1. Прививайте навыки решения проблем:

Учите ребенка искать различные способы решения проблем и выбирать наиболее подходящие. Это поможет снизить уровень стресса и справиться с трудностями.

  • Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это хорошая возможность пообщаться с ребенком: расспросите ребенка, как он провел день, поиграйте с ним.
  • Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры (футбол, бадминтон), ходите на лыжах, лепите снеговика и т.п.
  • Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие прививает ребенку интерес к чтению. Кроме того, вы с пользой проведете время вместе.
  • Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше поведение – пример для подражания. Будьте одной командой, если вы с чем-то не согласны, обсудите это наедине.
  • Показывайте и говорите ребенку, что вы его цените. Хвалите его за большие достижения и маленькие, но хорошие результаты. Этим вы повысите детскую самооценку.
  • Помните: ребёнок, который не был Сыном отца, не сможет стать Отцом для своего сына

  1. Пусть папа помогает ухаживать за ребенком с первых дней жизни: купании, прогулке, кормлении из бутылочки.
  2. Папы играют с детьми другие игры, нежели мамы – более подвижные и энергичные. И дети это просто обожают! Не реагируйте негативно на такие игры
  3. Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах (театр, цирк или зоопарк). Чаще устраивайте подобные выходы в свет!
  4. Оставляйте ребенка наедине с папой. Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой ребенок последует в будущем. Чем активней такое общение, тем лучше психическое состояние ребенка
  5. Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому следите, насколько категорично высказывается отец. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте этот вопрос при ребенке. Все противоречия лучше обговорить наедине с отцом и найти золотую середину, компромисс
  6. Придерживайтесь с папой единой линии воспитания. Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении: ребенок должен четко знать, чего от него ждут и мама и папа.
  7. Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу – нельзя оставлять его заслуги незамеченными.
  8. Помните, ваши супружеские отношения – пример для ребенка, который он реализует потом в своей будущее семейной жизни.
  9. И самый главный совет для мамы и папы – любите своего ребенка! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!